Цель урока: развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Задачи урока:
- развитие умения учащихся анализировать опытные факты, делать выводы, обобщать и систематизировать материал;
- получить тень и полутень; исследовать зависимость формы тени от различных факторов;
- способствовать выработке навыка работы с лабораторным оборудованием;
- воспитание культуры общения ученик-ученик, ученик-учитель;
- показать связь физики с другими науками.
Оборудование:
- на демонстрационном столе учителя: установка "Теллурий", два источника света, два штатива, подставка, набор тел разной геометрической формы;
- на каждом столе учащегося: два источника света, два штатива, экран, набор тел разной геометрической формы, подставка.
Содержание |
Приемы и методы |
Проверка теории Постановка проблемы Содержание нового материала Закрепление Домашнее задание |
Рассказы учащихся о смене дня и ночи,
времен года с демонстрацией на установке
"Теллурий". Демонстрация опыта учителем. Исследовательская работа учащихся:
Беседа с учащимися. Получение полутени с помощью двух источников света от геометрических тел разной формы. Проблемный вопрос. |
План урока
Организационный момент.
Проверка теории.
Выступления учащихся по домашнему заданию: "Смена дня и ночи", "Смена времен года".
Рассказы учащиеся сопровождают:
- демонстрацией данного явления на установке "Теллурий",
- собственными рисунками,
- чтением стихов собственного сочинения.
Постановка проблемы.
Демонстрационный эксперимент учителя:
- получение тени на установке "Теллурий",
- получение тени от прямоугольного параллелепипеда.
Вопрос учащимся: Как вы считаете, каждое тело дает одну тень или несколько? формы этих теней одинаковы?
Содержание нового материала.
Учащиеся выполняют исследовательские задания:
- рассмотреть выданные тела, назвать и указать их геометрические особенности;
- получить тень от геометрических тел разной формы;
- указать, сколько теней можно получить от каждого тела, какой формы, и заполняют таблицу:
Тело | Форма тени |
Прямоугольный параллелепипед | |
Цилиндр | |
Треугольная призма | |
Конус | |
Кубик | |
Шар |
По результатам исследований учащиеся делают вывод, что из всех предложенных им тел, только шар имеет неменяющуюся по форме тень - круг.
экспериментально установить зависимость размера тени и ее резкости от расстояния между экраном и телом, экраном и источником света. Результаты исследования заносятся в таблицу:
№ опыта |
Меняется |
Не меняется |
Выводы |
1 | Расстояние между экраном и телом | Расстояние между экраном и источником света | |
2 | Расстояние между экраном и источником света | Расстояние между экраном и телом |
В результате исследований учащиеся обнаруживают, что при приближении источника света к экрану, тень увеличивается, становится размытой; при дальнейшем приближении тело дает две, три тени.
Обсуждение результатов исследования:
Вопрос 1: Почему получается несколько теней?
В результате беседы устанавливается, что при приближении источник перестает быть точечным, и каждый участок нити накала становится самостоятельным, поэтому образуется несколько теней.
Вопрос 2: Каким образом можно получить тень и полутень от предмета?
Учащиеся проводят опыты с шаром, используя два источника света.
Закрепление. Учащиеся получают тени и полутени от тел различной геометрической формы и обсуждают, где человеком специально создается тень. (Театр теней).
Домашнее задание.
Учитель ставит проблемный вопрос: Как с помощью лучей и закона прямолинейного распространения света можно получить на чертеже тень и полутень от предмета? В основе каких природных явлений лежит образование тени и полутени?
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит:
(Тень)