Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивной.
Ведущими признаками в проектной работе можно считать:
прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых. Проблемных методов, творческих, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного проекта;
характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя.
Действия учителя при реализации проектного метода:
- помогает ученику определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат4
Действия ученика.
Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекая родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами. - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы и задачи проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- непосредственная реализация проекта;
- оценка и самооценка проекта;
- презентация проекта;
Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.
Паспорт проектной работы
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Учебный предмет.
- Состав учащихся.
- Тип проекта.
- Цели проекта.
- подготовить и написать творческую работу;
- способствовать воспитанию интереса;
Задачи проекта:
- развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
- развивать речь;
- развивать интерес;
Вопросы проекта.
Оборудование.
- рисунки;
- материалы из газет;
- фотографии.
Аннотация.
Предлагаемый продукт проекта.
Возможные результаты проектной деятельности
Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.
План выступления школьника
- Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?
- Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
- Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи ещё были у тебя? Почему ты их отверг?
- Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
- Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
- Какие этапы выполнения проекта были? В чём они заключались?
- Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
- Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?