Как выстроить проектную работу с учащимися начальных классов

Разделы: Начальная школа


Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивной.

Ведущими признаками в проектной работе можно считать:

прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых. Проблемных методов, творческих, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного проекта;

характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя.

Действия учителя при реализации проектного метода:

  • помогает ученику определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
  • создаёт условия для активности школьника;
  • является партнёром;
  • помогает ученику оценить полученный результат4

Действия ученика.

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания;
  • экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несёт ответственность за свою деятельность;

Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Привлекая родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами. - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задачи проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • непосредственная реализация проекта;
  • оценка и самооценка проекта;
  • презентация проекта;

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.

Паспорт проектной работы

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Учебный предмет.
  4. Состав учащихся.
  5. Тип проекта.
  6. Цели проекта.
    1. подготовить и написать творческую работу;
    2. способствовать воспитанию интереса;

Задачи проекта:

  • развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
  • развивать речь;
  • развивать интерес;

Вопросы проекта.

Оборудование.

  • рисунки;
  • материалы из газет;
  • фотографии.

Аннотация.

Предлагаемый продукт проекта.

Возможные результаты проектной деятельности

Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.

План выступления школьника

  1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?
  2. Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
  3. Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи ещё были у тебя? Почему ты их отверг?
  4. Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
  5. Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
  6. Какие этапы выполнения проекта были? В чём они заключались?
  7. Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
  8. Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?