Цель урока:
- Завершить работу над русской сказкой «Мудрая дева».
- Провести сравнительный анализ сказок разных народов о мудрости.
- Развивать у учащихся устную речь, продолжить формирование навыков выразительного выборочного чтения, ролевого чтения.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, покажите мне свои улыбки. Сегодня у вас всё получится. Вы у меня самые умные и добрые дети. Я вас всех люблю.
- Постановка цели урока.
- Мы с вами прочитали сказки о мудрости разных народов. Наш сегодняшний урок
я назвала «Сказка мудростью богата».
- Какие главные слова в теме? (Сказка, богатство, мудрость)
- О чём будет наш урок?
- Актуализация знаний.
- Отгадав кроссворд по прочитанным сказкам, мы узнаем гостью нашего урока.
1. Кто помог богатому брату отгадать загадки?
2. Кем был Болотбек до правления ханством?
3. Кто из героев сказки сказал: «Всё равно от них нет никакой пользы»?
4. Министр, приближённый падишаха.
5. Верный друг Сарыбая.
6. Чего милее нет на свете у девочки- семилетки?
7. Что являлось причиной печали и слёз Болотбека?
8. Кто помог бедному брату отгадать загадки?
- Какое слово получилось по вертикали? (Мудрость).
- К нам на урок пришла Фея Мудрости. Какой вы её представляете, мы видим на рисунках.
- Что означает слово мудрость?
- А вот как написано в толковом словаре, мы сейчас прочитаем. Откройте словари. (Работа в парах).
Физминутка.
- Работа по теме урока.
- Мы сегодня завершаем работу над сказкой «Мудрая дева». Дома вы читали по ролям. А вот в классе мы попробуем сыграть. Представьте, что перед вами сцена, и выступать будут артисты.
Инсценировка по первой части.
- Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?
- Кто на ваш взгляд удачнее передал характер героя?
- Что бы вы посоветовали другим исполнителям?
- Давайте поблагодарим ребят за выступление.
- Откройте вторую часть.
Игра «Мнимое слово».
- Какой вы видите девочку? (Умная, находчивая).
Игра «Стоп».
Выборочное чтение.
- Как надо прочитать обращение дочери к отцу?
- Из каких слов видно, что царь оценил мудрость девочки?
Игра «Найди отрывок».
- Почему юноша прятал своего отца?
- В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
- Как Болотбек правил своим ханством?
- Как жили Болотбек со своей женой?
Вывод по теме урока.
- Чему учит татарская сказка?
- Чему учит киргизская сказка?
- Какие пословицы о мудрости вы подобрали?
Проблема урока.
- Так почему же эти сказки стоят рядом в нашем разделе?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, заполним таблицу сравнительного анализа
сказок о мудрости.
Название сказки | Чья сказка | Кто был мудрым | Загадки | Ответы | Кому помогла мудрость | Что ценит народ в героях сказки |
- Итог урока.
- Почему сказки стоят рядом в нашем разделе? (Они о мудрости; показано, что мудрыми бывают в разном возрасте).
Вывод.
Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Житейская мудрость часто спасала людей в трудные минуты.
- А вы встречались с мудрыми людьми? Где?
- Что бы вы хотели пожелать тем ребятам, которые ещё не читали этих сказок?
- Напишите пожелания. (Работа в группах).
- Домашнее задание.
- Найти и прочитать сказку, в которой герой отгадывает загадки.