Цель: развивать интеллектуальные, организационные, коммуникативные, оценочные умения.
Задачи:
- выявить общий уровень эрудированности учащихся в области астрономии, вызвать интерес к науке;
- развивать умение распределять обязанности в команде, чувствовать время, организовывать свое рабочее место в процессе и после деятельности;
- развивать креативность, умение использовать полученные знания;
- развивать толерантность по отношению друг к другу, умение слышать и слушать друг друга, умение работать в команде;
- оценивать свою деятельность и результат деятельности, чувствовать свою значимость в общем деле.
Оборудование: Проектор, ноутбук, экран, магнитофон, CD-диск “Голоса природы”, пластилин, трубочки для коктейля, пуговки, булавки, цветной картон, ножницы, холст
План классного часа
- Вступительное слово учителя
- Беседа; (рассказ по презентации Приложение1)
- Творческая мастерская
- Поведение итогов
Ход классного часа
Разбиение по командам
При входе в кабинет, ребята получают цветные карточки и садятся за тот стол, где стоит карточка соответствующего цвета. Таким образом, класс перемешивается, при этом продуктивность и работоспособность ребят увеличивается.
Вступительное слово учителя.
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно –
"Изучайте глубины Вселенной!"
Работа с презентацией (Приложение 1)
По ходу рассказа учителя идет беседа с ребятами, они дополняют учителя по материалу каждого слайда или задают вопросы. При этом используется принцип “Свободного микрофона” (заранее договариваются, какой предмет будет сегодня “свободным микрофоном”). Говорит тот, у кого “микрофон”. Тем самым ребята учатся слушать и слышать друг друга, не перебивают и являются активными организаторами беседы, так как ученик сам решает, кому следующему передать “микрофон”. Роль учителя при этом следить за временем и направлять беседу в нужное русло.
Творческая мастерская
Цель: создать пластилиновую картину “Вот он какой - космос”
Каждая команда (группа) получает карточку из набора И.А. Лыковой “Космос (лепка из пластилина)” 000 “Карапуз-Дидактика”, 2007. Задача каждого члена команды в течение 10-15 минут слепить из пластилина космический объект (1 или 2). Лепить по шаблону, а можно проявлять фантазию, используя все мелочи (булавки, пуговицы, трубочки для коктейля…) для своего космического объекта.
В начале деятельности ребята распределяют фронт работы между собой, договариваются, кто из ребят следит за временем. (1-2 мин)
Затем фоном включается музыка (голоса птиц, космические фантазии), что создает более спокойную, умиротворенную атмосферу в классе, ребята поглощены творчеством, стараются разговаривать шепотом. Тем самым исчезает шум и гул, который обычно стоит в такие минуты работы. Повышается продуктивность и работоспособность ребят. Учитель наблюдает за процессом и определяет, добавлять ли время к работе (интервал времени 10 -18 мин) Если кто-то из ребят закончил лепить свой объект, то он прикрепляет его к общей картине, таким образом, к концу времени работы (+ 3мин) картина готова. (Рисунки 1-4)
Заключительное слово учителя
Учитель обобщает работу ребят, хвалит активных ребят, участвующих в беседе. Сами учащиеся высказывают свое мнение о получившейся картине, говорят, что получилось, что не получилось, оценивают свою работу в целом и работу каждого, но правило одно “В каждой работе найти что-то хорошее”
Делают очень важный для их коллектива вывод: “Результат общего дела зависит от работы каждого”