Тематическое занятие для подготовительной группы дошкольников "Разноцветье осенних красок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи занятия:

  1. Дать комплексное представление об осени, ее разнообразных проявлениях, о ее “звучании”.
  2. Научить детей путем совместной деятельности передавать настроение,
  3. эмоционально реагировать на музыку.

  4. Формировать умение грамотно анализировать произведение, характеризуя основные средства музыкальной выразительности (темп, инструмент, динамика звучания, регистр, развитие мелодии, музыкальных тем).
  5. Воспитывать хороший художественный вкус на примере звучания классической музыки.
  6. Развивать чувство ритма и согласованной деятельности на практике совместного музицирования.
  7. Использовать нетрадиционный подход (новаторские приемы, например, игру на бумаге) в качестве стимула к развитию эмоционального отклика детей.
  8. Развитие речи, использование разнообразных эпитетов и прилагательных.
  9. Развитие двигательной активности детей, попытка передать настроение через движение.

Под музыку осеннего настроения дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Наше занятие посвящено краскам осени. Мы будем слушать красивую музыку осени, петь песни об осени, играть в осенние игры. Итак, за окном настоящая осень. Она может быть разной – пышной, яркой и нарядной; серой, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караваном улетающих птиц.

Дети исполняют песню “Золотая осень” Г. Гусевой.

Осенние дни рождают у нас, ребята, разные настроения. Холодный и пасмурный – отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный и теплый – рождают светлую грусть, когда хочется подвигаться и поозорничать.

Дети играют в музыкальную игру. Музыка В. Витлина “Здравствуй, осень!”

Ребята, сегодня мы послушаем с вами произведение П. И. Чайковского “Осенняя песнь”.

Мы с вами не раз слушали музыку этого великого русского композитора. Кто поможет мне назвать произведения П. И. Чайковского?

Дети называют и вспоминают.

Мы возьмем осенние листья, отправимся на ковер и спокойно погрузимся в красоту этого произведения. А я прочту вам эпиграф, т. е. посвящение к этому произведению и настрою вас на определенный лад.

Звучит произведение.

М.р.: А теперь, дети, расскажите нам, пожалуйста, что вы представили, слушая это произведение.

Дети анализируют услышанное (фонозапись). Высота звучания, темп, мелодия (плавная, отрывистая и т. д.), инструменты (тембр) и др.

М.р.: Очень хорошо. А теперь я буду наигрывать вам темы этого произведения. Мы слышим 2 голоса: один пытается взлететь, разлиться легко и свободно, но тут же стихает. Снова взлет – и снова падение. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, утешают. Происходит анализ средств музыкальной выразительности, с помощью которых композитор достигает данного результата. Музыкальный руководитель касается жизненных вех и событий, происходивших в жизни Чайковского и повлиявших на его творчество.

Такое настроение навеяла композитору и сама природа, и сама жизнь. Посмотрите на репродукции картин осенней природы.

Дети рассматривают картины, анализируют жанр.

М.р.: Осень – самое выразительное время года. Давайте обратимся к поэзии и послушаем прекрасные стихи.

Дети читают стихи.

После стихотворения о листиках музыкальный руководитель предлагает детям игру на музыкальных инструментах (сюрприз). В качестве музыкальных инструментов используются листы бумаги, на которых дети шуршат и треугольник.

Звучит композиция В. Косенко “Дождик”.

Вновь звучат стихи.

Исполняется танец с зонтиками на музыку В. Космо из к/ф “Игрушка”.

В конце занятия, в качестве сюрпризного момента, предлагается создать коллективный коллаж на тему “Осенний пейзаж”.

Действие происходит на фоне звучащей музыки осеннего настроения, музыкальный руководитель подводит итог тематического занятия.

Используется материал из постеров. Из яркой журнальной бумаги вырезаны кленовые листья, веточки рябины и т. п.

Используемый музыкальный материал.

Вход в зал – музыкальная композиция И. Крутого “Ты в моем сентябре”.

  1. Г. Гусева “Золотая осень” - песня из сборника Г. Гусевой “Тише, мыши”.
  2. В Витлин “Здравствуй, осень” песня - игра из сборника “Фольклорные праздники осени” авторы И. Каплунова и И. Новоскольцева.
  3. П. И. Чайковский “Осенняя песня” из фортепианного цикла “Времена года”.
  4. В. Косенко “Дождик” (хрестоматия для фортепиано для ДМШ).
  5. В. Космо “Композиция с зонтиками” на музыку из к/ф “Игрушка”.

Оформление коллажа – музыка французского кино.