Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Звук Ш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Упражнять в правильном произнесении звука Ш в слогах, словах и предложениях.
  2. Учить определять наличие слов со звуком Ш в стихотворном тексте.
  3. Продолжать учить определять место звука Ш в словах.
  4. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
  5. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
  6. Развивать память, внимание, мелкую моторику.

Ход урока

- Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться. Игра “ кубик-Разминка” (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам на кубике: “Лопатка”, “Чашечка”, “Фокус” - на воздушную струю, “Парус”.)

- Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Ребёнок узнает звук Ш по беззвучной артикуляции и произносит его.)

- Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для … Мишутки … малыша …
Маша … вяжет … тёплый … шарф …
Шарф … на … шею … он … повяжет …
И … тихонько … Маше … скажет …
Спасибо!

- Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа. (Ребёнок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.)

- Подошли мы к реке, а моста нет, только “доски” какие-то лежат. (На столе кучкой лежат 6 картинок.) Давай разберем эти “доски”, может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук Ш в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. (Ребёнок раскладывает картинки-“доски” в зависимости от места звука в слове.)

- А теперь давай построим мост. Выкладывая мост из этих “досок”, к каждой картинке подбирай слово: машина какая?, петушок какой?... (Ребёнок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.)

Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова наоборот.

Маленький - …большой
Узкий - … широкий
Плохой - … хороший

- А тут нас встречает девочка Шипелочка (логопед показывает картинку девочки Шипелочки). Она любит всё маленькое и все предметы у неё маленькие.

У Шипелочки не большая шляпа, а маленькая …
У Шипелочки не большие шорты, а маленькие …
У Шипелочки не большие уши, а маленькие …
У Шипелочки не большой шар, а маленький …

(Ребёнок повторяет начало фразы и договаривает её, словом в уменьшительно-ласкательной форме.)

- Шипелочка привела нас на лесную полянку (игра-лабиринт). Посмотри внимательно, здесь живут друзья Шипелочки. Но чтобы к ним прийти нужно не только выбрать правильную дорожку, но и придумать предложения про этих героев. (Ребёнок составляет предложения по опорным картинкам. За каждое составленное предложение ребёнок проходит к герою.)

Шипелочка, орешки, мишка.
Шипелочка, каша, малыш.
Шипелочка, лягушка, попрыгушка.
- Молодец!
Назови друзей Шипелочки. Мишка, малыш, лягушка.

- Ну что ж, а нам пора возвращаться. Давай возьмём с собой в гости девочку Шипелочку.

А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил(а)? (Ребёнок вспоминает и называет картинку, переворачивает её и проверяет правильность ответа.)

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давай поселим девочку Шипелочку в домик “Звукарик”.

А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?