Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. учебная: повторить и закрепить сведения об обращении, полученные школьниками в предыдущие годы обучения, формировать умение правильно произносить предложения с обращениями, выделять на письме знаками препинания с учётом звательной интонации;
  2. воспитательная: прививать любовь к родному языку;
  3. развивающая: развивать интерес к предмету, творческие способности.

Оборудование: проектор, план к теме урока, карточки с заданием, репродукция: скульптор А.М. Опекушин «Памятник А.С.Пушкину в Москве»

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебник: Русский язык под редакцией М.М. Разумовской

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания:
они существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильные соотношение и
дать фразе легкость и правильное звучание.
К.Г.Паустовский

Ход урока.

1. Начало урока.

На доске проецируется отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

- Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога?

- Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку?

- Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?

Беседа с классом:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

- Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу.

- Как называются эти слова?

- Что такое обращение?

2. Совместное определение темы и цели урока.

Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

- Да, тема сегодняшнего урока: «Обращение и знаки препинания при нём» Нам необходимо будет научиться находить обращение в тексте, выделять его на письме, читать с нужной интонацией предложения с обращением.

На доске проецируется план к теме урока

План:

  1. Что такое обращение.
  2. Роль обращения в речи:
    1. звательная;
    2. оценочная;
    3. изобразительная.
  3. Грамматическая роль.
  4. Пунктуация при обращении.
  5. Употребление обращений в речи.

3. Работа в группах по инструктивным карточкам:

Инстуктивная карточка

  1. прочитайте §28;
  2. подготовьте сообщение по плану;
  3. приведите примеры, подтверждающие ту или иную мысль.

На доске проецируются примеры

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз.
  2. Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врёшь ты мне назло.
  3. Опять я ваш, о юные друзья!
  4. Спасибо, музыка, за то, что ты меня не оставляешь.
  5. Чего тебе надобно, старче?

4. Выступление учащихся по результатам работы в группах

(От каждой группы выступает один ученик после обсуждения теоретического материала в группе)

5. Слово учителя:

- Я считаю, что прав был К.Г.Паустовский. отмечая:

- Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

- А как вы считаете? Докажите примерами.

6. Устная работа по закреплению нового материала.

Упражнение 193 (1 предложение), упражнение 190 (1,2,8 предложения)

Прочитать предложения, выделить обращения и указать их роль в предложении.

7. Практическая работа по карточкам по вариантам.

1. вариант.

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания при обращении.

Лети к…рабль н…си меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых м…рей.

Прощай свободная стихия
В п…следний раз передо мной
Ты кат…шь волны г…лубые.

Прощай же море не забуду
Тв…ей торжественной красы…

Ск…льзя по утре(н,нн)ему снегу,
Друг милый пр…дадимся бегу
Неторопливого к…ня. 

2 вариант

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания при обращении.

Любезный именинник
О Пущин дорогой
Пр…брёл к тебе пусты(н,нн)ик
С открытою душой.

Друзья мои
Пр…красен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен.

Поэта дом опальный,
О Пущин мой ты первый п…сетил.

Веленью божию о муза будь п…слушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хв…лу и кл…вету приемли р…внодушно
И не оспаривай глупца.

Дополнительное задание для тех, кто справился раньше других: подчеркните грамматическую основу предложения, определите его вид.

8. Проверка выполненной работы.

9. Слово учителя:

- Дмитрий Сергеевич Мережковский сказал: «Стихи Пушкина-золотые!» И с этим нельзя не согласиться. Ему воздавали славу не только поклонники таланта, композиторы, но и скульпторы. И он этого заслужил.

10. Выступление ученицы об открытии памятника А.С. Пушкину в Москве.

11. Творческая работа.

-Дорогие ребята, представьте себе, что вы присутствуете при открытии памятника.

Обратитесь к собравшимся, используя разную звательную форму.

Предполагаемые варианты ответов:

  • Уважаемые жители нашего города и гости!
  • Уважаемые поклонники таланта А.С.Пушкина!
  • Любители поэзии Пушкина!
  • Дамы и господа!
  • Дорогие друзья! И далее: сегодня вы собрались на площади, чтобы почтить память великого поэта.

12. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру о том, что увидели, услышали, почувствовали, находясь на площади при открытии памятника А.С.Пушкину.

13.Рефлексия:

- Что нового вы узнали об обращении?

- Что вызвало у вас больший интерес?

- О чём вы расскажете дома?

Приложение.