Цель: создать условия для возникновения желания стать хорошим гражданином;
Задачи: создать условия для:
- понимания детьми, что такое Родина, почему нужно любить свою Родину;
- разрешения вопросов: «Как мы можем заботиться о своей Родине?», «Что значит быть хорошим гражданином?»
- формирования чувства патриотизма.
Подготовительная работа:
- найти и записать пословицы о Родине;
- выучить стихи о Родине;
- написать сочинение на тему «Мой родной посёлок»;
- нарисовать рисунки на тему «Моя Родина».
Оборудование: чистые листы, ручки, сочинения по теме, «Тетрадь открытий».
Оформление: детские рисунки, на доске запись «Если скажут слово Родина…», в классном уголке соответствующий материал.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске, подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на классном часе. (Ответы детей. О Родине.)
- Что такое Родина? (Наша страна Россия, наш край, Тальменка, родной дом, улица, школа, природа, люди, живущие рядом, животные и растения.) Ответы детей записываю на доску под эпиграфом.
- Почему нужно любить Родину? (Ответы детей.) Родина заботится о нас, мы её частичка.
- Давайте вспомним, что же о Родине говорит
народная мудрость.
(Дети зачитывают пословицы из своих «Тетрадей открытий»)
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родной куст и зайцу дорог.
- Всякому мила своя сторона.
- На чужой стороне Родина милей в двойне.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
- Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.
И другие.
(Учащиеся читают стихотворения о Родине, пройденные на уроках литературы и подобранные с помощью учителя.)
- А как поэты выражают свои чувства к Родине?
Н.Рубцов. «Россия, Русь - куда я ни взгляну…».
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Ф.Савинов. «Родина».
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
С.Прокофьев. «Родина».
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
Н.Забила. «Наша Родина».
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Х.Мухамедьяров. «Отчизна».
Шире океана
Ты, моя страна!
Как цветок, прекрасна,
Велика, сильна!
Над моей страною
Солнца яркий свет,
Ярко звёзды светят,
И числа им нет!
Надо мною небо
Дивной красоты,
Мне дано, как птице,
Счастье высоты!
Я тебя, Отчизна,
Не отдам врагу!
Без тебя, родная,
Жить я не могу!
М.Матусовский. «С чего начинается Родина?.».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
И.Никитин. «Русь» (отрывок).
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу- даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
-Ребята, какие чувства возникли у вас к Родине,
когда вы читали и слушали стихотворения? (Дети
высказываются о своих чувствах. Любовь к Родине,
гордость, воодушевление, восторг, восхищение,
патриотизм и другие)Учитель выносит на доску
слова, выражающие чувства.
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
-Теперь я предлагаю поделиться впечатлениями о своей малой Родине, Тальменке. (Учащиеся зачитывают отрывки из сочинений и стихотворения о малой родине)
Кира Шавырина.
Это имя звучит очень странно: Тальменка.
Кто придумал его, нам уже не узнать.
Три столетья без малого, но непременно!
И в грядущих веках оно будет звучать.
С Алтая, братцы, я с Алтая!
Тальменка - Родина моя,
Тебе, любимая, вверяю
Свои мечты и песни я!
-Хочу ещё раз вернуться к прекрасным чувствам, которые мы с вами научились переживать и испытывать по отношению к Родине. Хотя вы ещё только второклассники, но вы уже настоящие граждане своей страны. Родина заботиться о вас: вы имеете возможность получать бесплатно знания, посещать различные кружки и секции, можете поправить своё здоровье в больнице или съездить в санаторий и ,наконец, вы живёте под мирным небом.
- Как вы думаете, а наша Родина нуждается в нашей заботе? (Ответы детей)
- Попробуем наработать правила заботливого
отношения к Родине.
- Подумайте и запишите, как вы можете заботиться о Родине. (Учитель обращает внимание детей на слова, определяющие понятие Родина)
Дети зачитывают свои правила.
-Ребята, мы оформим составленные вами правила и расположим их в нашем классном уголке, а главное мы должны их выполнять. Согласны? Я приготовила для вас высказывания о хорошем гражданине.
(Учитель зачитывает высказывания)
- Хороший гражданин с любовью, уважением, с большой заботой относится к близким людям, к семье. Он уважает труд людей и гордится этим.
- Хороший гражданин – это хороший человек, бережно относится к игрушкам, учебным принадлежностям, книгам, тетрадям, ко всем окружающим предметам.
- Хороший гражданин всегда придёт на помощь другому человеку.
- Все мы граждане нашей Родины, члены нашего общества, большой семьи. Вокруг нас наши товарищи, наши друзья. Взаимная помощь и забота о них, уважение к человеку – основной закон нашего общества.
- Хороший гражданин является патриотом. Он любит свою семью, свой дом, свою школу, свою улицу, свой посёлок, родную природу. Он бережно относится к природным богатствам, зелёным насаждениям, животным, птицам.
- Хороший гражданин, патриот участвует в благоустройстве, озеленении своего двора, улицы, территории школы, принимает посильное участие в труде взрослых.
- Исполнение песни о Родине
В заключении я хочу попросить вас спеть песню о
Родине, которую вы разучили на уроках музыки.
- Пришло время подвести итог. Подумайте, какие чувства возникали у вас во время классного часа? (Ответы детей).
- Что в вас изменилось?
- Попробуйте оценить себя по шкале. Насколько вы являетесь хорошими гражданами своей страны? (Дети при помощи звёздочек отмечают своё место нахождения на общей «Шкале достижений»