Программа возникла в результате практической деятельности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в раннем дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в среднем дошкольном возрасте.
Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Программа представлена оригинальной системой игровых и интегрированных занятий с нестандартными средствами математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Главной частью программы являются игры, упражнения, наблюдения, тематика изобразительной и художественно-речевой деятельности.
Программа предназначается для работы с детьми первой младшей группы, третий год жизни.
Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.
Отличительной чертой программы является комплексность – в ее разработке участвовали, помимо воспитателя, узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный и физкультурный руководители.
В программу включены авторские модификации игр и упражнений.
Цель программы: математическое развитие ребёнка, умение видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимость, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами, развитие интеллектуальных и творческих качеств личности ребёнка младшего дошкольного возраста.
Структура занятий:
Перед играми – занятиями педагог проводит предварительную работу по знакомству детей со сказками, мультфильмами, которые используются в работе, дикими и домашними животными, их детенышами, овощами, фруктами, что в дальнейшем способствует более успешному усвоению материала.
Каждая игра – занятие составлена из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательно игра на развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.
Во время занятия необходимо создавать и поддерживать у детей радостное настроение, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в игровых действиях. На занятиях часто предлагается похлопать в ладоши, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху.
Математические занятия с группой не более 5-8 человек проводится один раз в неделю продолжительностью 8-10 минут. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одним лишь занятием, а закрепляется на занятиях психолога, музыкальная математика, физкультура +математика.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, это позволяет переключать умственную активность детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:
- Педагог является непосредственным активным участником занятия, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
- Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
- Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
- В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям полезно порекомендовать дома поиграть с ребенком в те же игры.
- Педагог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.