Авторская программа "Мозаика" по развитию математического мышления и логики детей первой младшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа возникла в результате практической деятельности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в раннем дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в среднем дошкольном возрасте.

Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

Программа представлена оригинальной системой игровых и интегрированных занятий с нестандартными средствами математического развития детей младшего дошкольного возраста.

Главной частью программы являются игры, упражнения, наблюдения, тематика изобразительной и художественно-речевой деятельности.

Программа предназначается для работы с детьми первой младшей группы, третий год жизни.

Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

Отличительной чертой программы является комплексность – в ее разработке участвовали, помимо воспитателя, узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный и физкультурный руководители.

В программу включены авторские модификации игр и упражнений.

Цель программы: математическое развитие ребёнка, умение видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимость, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами, развитие интеллектуальных и творческих качеств личности ребёнка младшего дошкольного возраста.

Структура занятий:

Перед играми – занятиями педагог проводит предварительную работу по знакомству детей со сказками, мультфильмами, которые используются в работе, дикими и домашними животными, их детенышами, овощами, фруктами, что в дальнейшем способствует более успешному усвоению материала.

Каждая игра – занятие составлена из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательно игра на развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.

Во время занятия необходимо создавать и поддерживать у детей радостное настроение, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в игровых действиях. На занятиях часто предлагается похлопать в ладоши, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху.

Математические занятия с группой не более 5-8 человек проводится один раз в неделю продолжительностью 8-10 минут. Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одним лишь занятием, а закрепляется на занятиях психолога, музыкальная математика, физкультура +математика.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, это позволяет переключать умственную активность детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

  • Педагог является непосредственным активным участником занятия, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
  • Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
  • Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
  • В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям полезно порекомендовать дома поиграть с ребенком в те же игры.
  • Педагог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.

Приложение 1

Приложение 2