Цели урока:
- Актуализировать знания учащихся о зонах (местах) повышенной опасности на железнодорожном транспорте.
- Закрепить знания учащихся правил безопасного поведения при поездке в поезде и правил безопасного поведения на пристанционных территориях.
- Формировать умения быстро и правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте и на пристанционных территориях.
Оборудование: Лицензионный диск «Школа выживания». Раздел: «Как выжить, если катастрофу предотвратить не удалось». Железнодорожная катастрофа. Электронная книга творческой группы «Хорошая погода» (www.sinoptic.ru).
Ход урока
1. Организация класса.
2. Работа над новым материалом.
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем, вы должны догадаться, разгадав загадку: «По лестнице – дорожке бежит сороконожка».
Учащиеся: Железная дорога и поезд.
Учитель: Да, мы с вами отправляемся в путешествие на поезде, но сначала немножко из истории железной дороги.
Ученик: Историческая справка: Родоначальником современной железной дороги является выдающийся английский изобретатель Джордж Стефенсон (1781-1848). В сентябре 1825 года его паровозов, «Локомоушен» №1, совершил первую поездку по линии Стоктон - Дарлингтон протяженностью 21 км со скоростью около 12 км/ч. В России первую железную дорогу с паровой тягой построил талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов (1803 – 1849), которому помогал его отец Ефим Алексеевич (1774 – 1842). Паровоз Черепановых стал ходить в августе 1834 года в Нижнем Тагиле на Выйском заводе. По железой дороге, длиной 854 метра, перевозили грузы со скоростью 13 – 16 км/ч. В 1836 – 1838гг. была построена Царскосельская железная дорога общего пользования (27 км), соединившая Петербург с Царским Селом и Павловском. Важнейшей стройкой того времени стала двухколейная железная дорога Петербург – Москва протяженностью 649,7км. В наше время длина железных дорог России составляет уже 87 тысяч км, а общая протяженность в мире 1,3 млн км. Железные дороги действуют почти во всех странах мира.
Учитель: Железнодорожный транспорт надежен и удобен для путешествий по стране. Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем ехать в автомобиле. Но на нем, как и на общественном транспорте, имеются зоны (места) повышенной опасности. Подумайте и назовите эти зоны повышенной опасности.
Учащиеся: Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон, в котором пассажиры совершают поездку.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?
Учащиеся: Для начала нужно приобрести билет.
Учитель: Поскольку вы еще недостаточно взрослые, чтобы покупать его самостоятельно, за вас это сделают родители. Какие документы они предъявляют кассиру для приобретения билетов?
Учащиеся: Они предъявляют документы, удостоверяющие личности (свои паспорта и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка).
Учитель: Не забудьте напомнить родителям, чтобы они сверили все цифры и буквы с теми, что были занесены в билеты. В случае если обнаружатся несоответствия, пусть обратятся в кассу снова: ошибку необходимо исправить. Иначе не избежать проблем: проводник просто-напросто не посадит вас на поезд, и вы никуда не поедете. Система очень строгая. Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома?
Учащиеся: Перед выходом из дома необходимо еще раз проверить взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж (пересчитать количество мест багажа), деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь.
Учитель: Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами?
Учащиеся: Номер поезда, номер вагона и время отправления.
Учитель: Для чего это надо знать?
Учащиеся: В случае если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.
Учитель: О чем ещё можно договориться, выходя из дома?
Учащиеся: Можно договориться о конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.
Учитель: Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы из-за каких-либо непредвиденных ситуаций не опоздать на поезд. Вот и вокзал. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами и путями. Что или кого мы теперь должны проверить?
Учащиеся: Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа.
Учитель: На пристанционных территориях вас могут подстерегать различные неприятности. Я вам расскажу о знакомой нам всем гражданке Шапокляк. Героиня произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» неоднократно нарушает правила безопасного поведения на пристанционной территории. Ваша задача выявить эти нарушения.
Ситуация 1: А вот и сама старуха Шапокляк! Ловко маневрируя между составами поездов, перебегая перед близко идущим поездами, наша героиня приближается к нашей платформе. От нас, ожидающих прибытия поезда на платформе, её отделяет товарный состав. Легко, как будто ей 10 лет, Шапокляк пролезает под товарными вагонами и взбирается на платформу. Здесь она затевает игру в футбол. Расталкивая людей, она профессионально ведет мяч, но все-таки в районе стрелки она его упустила. Пришлось спрыгнуть с платформы. Ногу чуть было не сжали рельсы, так как стрелка автоматическая и глаз у неё нет, а перевод путей производится по определенному расписанию. Но тут появился милиционер и предложил гражданке Шапокляк перейти на свою платформу по пешеходному мосту, специально построенному для безопасного перехода над железнодорожными путями. Ребята, какие нарушения допустила Шапокляк?
Учащиеся: Шапокляк шла рядом с идущим составами поездов, перебегала перед близко идущим поездом, не пользовалась пешеходными переходами, перелезала под товарными вагонами, спрыгивала с платформы на рельсы, находилась на железнодорожных путях в районе автоматической стрелки, затеяла игру в футбол на платформе.
Учитель: Давайте вместе подумаем, как не пострадать от железнодорожного транспорта, какие правила надо обязательно выполнять, находясь на пристанционных территориях?
Учащиеся: Нельзя стоять на краю платформы; нельзя играть на путях и ходить по ним; не подлезать под вагоны; переходить через пути только в установленных местах; пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами; перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда, при приближении поезда нельзя перебегать перед ним, необходимо пропустить его и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход; не подходите к вагону до полной остановки поезда.
Учитель: Молодцы! Наконец-то объявили посадку. С билетами у нас порядок, и проводник, сверив их с документами, пропустил нас в вагон. Около вагонного бачка с питьевой водой такая надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». И ещё, надо отметить для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника. Занимаем места согласно купленным билетам. Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить?
Учащиеся: Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.
Учитель: Для чего необходимо именно так расположить багаж?
Учащиеся: Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.
Учитель: Объявили отправление поезда. В купе вы не одни. Как вы думаете, нужно ли знакомиться с попутчиками? Если да, то почему?
Учащиеся: Знакомство нужно для того, чтобы было легче общаться, вместе решать возникшие в дороге вопросы, помогать друг другу в трудную минуту. Однако не стоит быть излишне болтливым и доверчивым.
Учитель: Правильно.
- Время идет, вы едете в поезде. Проголодались. Какие санитарные нормы надо соблюдать?
Учащиеся: Обязательно мыть руки перед едой. Нельзя есть немытые фрукты и овощи. Нельзя пить сырую воду в пути и воду из случайных источников. Нельзя есть те продукты, в свежести которых вы сомневаетесь.
Учитель: И так, мы обезопасили себя от всего того, что может случиться с вами в пути. Но это не всё. Увы, идеального транспорта нет, и каждый год на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф. С точки зрения безопасности самые лучшие места поезда – в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.
Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное – закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).
Показываю слайды из лицензионного диска «Школа выживания». Раздел: «Как выжить, если катастрофу предотвратить не удалось» железнодорожные катастрофы.
Авария проходит быстро, но не надейтесь, что первого удара все кончится. Надо не расслабляться и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет ясно окончательно, что движения больше не будет.
Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара. Как надо выбираться из вагона, надо смотреть по обстановке. Выбираясь из аварийного вагона, безусловно, надо соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуаций – из самолета, автобуса, корабля: багаж не брать. Исключение делается для документов и теплых вещей.
Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре в соседние вагоны или на полевую сторону железнодорожного пути. Что необходимо сделать, если в поезде пожар, прежде чем выйти в коридор?
Учащиеся: Необходимо подготовить защиту для органов дыхания. Для этого надо намочить любые тряпки (шапки, шарфы, полотенца) любой жидкостью.
Учитель: Материал, которым облицованы у нас вагоны - малминит. Он трудногорючий, но при температуре 200 градусов Цельсия он выделяет токсичный газ, вдохнув который два – три раза вы не сможете больше бороться за свою жизнь. При пожаре в поезде дорога каждая секунда. Даже без дыма одного глотка раскаленного воздуха достаточно, чтобы обжечь легкие и потерять сознание. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы, помогите раненым. Поезду повезло, если найдется профессионал, управляющий ситуацией, согласуйте свои действия и подчиняйтесь ему. Очень важно помнить и о личной безопасности: по соседнему пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий провод может быть под напряжением. При розливе топлива нужно отходить на безопасное расстояние – почти гарантирован пожар и объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими (со ступню) шажками – чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое рассекается ток по земле, может быть от 2 метров (сухая земля) до 30 метров (влажная).Крупные катастрофы обычно случаются по независящим от нас обстоятельствам, но иногда начало экстремальной ситуации зависит от самого пассажира.
Ситуация 2: А вот снова появилась наша знакомая старуха Шапокляк. Поезд идет, а она стоит на подножке, не дает проводнику закрыть двери вагона. Наконец-то, она прошла на свое место, открыла окно, высунула сначала руку, а потом и голову, правда быстро её убрала, так как рядом промчалась электричка. Все в купе стали призывать Шапокляк к порядку. Наша героиня присмирела и решила всех угостить целебным напитком, подсыпав в него снотворное. Через пять минут все спали, а Шапокляк продолжила свое хулиганство: собрала у пассажиров все ценные вещи и деньги и на станции вышла, чтобы купить мороженое. Поезд тронулся, и она еле его догнала, но сумочка с её любимой Лариской выскользнула из рук и упала прямо на землю. Шапокляк и тут проявила себя: она рванула стоп-кран, и поезд остановился прямо на мосту. Закончилось тем, что нашу героиню сняли с поезда и сдали в дорожную милицию. Давайте подумаем и назовем, какие опасные ситуации спровоцировала Шапокляк?
Ученики: Шапокляк грубила проводнику и пассажирам; ехала на подножке поезда; открывала окна; высовывала руки и голову из окна поезда; опоила всех пассажиров снотворным; обокрала пассажиров; на стоянке далеко ушла от поезда; срывает стоп-кран.
Учитель: Ситуация 3: Иногда люди отстают от поезда. Ни билетов, ни денег, ни вещей у них нет. Как вы думаете, что им делать в такой ситуации?
Учащиеся: Не паниковать! Надо обратиться к дежурному по вокзалу или в отделение милиции. Они оповестят тех, с кем ты ехали о том, что ты отстал и находишься там то и там то. Если ты едешь один, то тебя отправят в пункт назначения следующим поездом и помогут вернуть багаж.
Учитель: Мы сейчас с вами говорили об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при поездке в поезде и каждый из нас рано или поздно все равно станет его пассажиром. Давайте вместе с вами составим правила для пассажиров железнодорожного транспорта.
Ученики:
-Будь вежлив с пассажирами и проводником, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся;
- не открывайте при движении поезда двери, не стойте на подножках;
-не высовывайте голову и руки из окон;
-тщательно укладывайте багаж на верхних полках;
-не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
-нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
-нельзя перевозить с собой горючие и взрывоопасные вещества;
-при запахе или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
-при опасном поведении попутчиков необходимо сообщить проводнику или милиции;
-не пей напитков, предлагаемых чужими людьми;
-на промежуточных остановках не уходи далеко от поезда.
Учитель: Ни аварии, ни крушения поезда не случилось, и мы благополучно следуем дальше. Но что произошло? Наш поезд резко затормозил и остановился.
Ситуация 4: Оказывается, наша знакомая и здесь постаралась! Неизвестно откуда у неё взялась корова, и она решила пасти её прямо на железнодорожных путях, поэтому машинист нашего поезда применил резкое торможение. И снова гражданка Шапокляк попала в отделение дорожной милиции. За выпас скота вблизи железной дороге на неё был наложен административный штраф, согласно ст.11.1 часть 4 «Кодекса об административных правонарушениях». В милиции выяснилось, что гражданка Шапокляк выкопала в лесопосадке у железной дороги ёлочку, чтобы посадить её около своего дома. За ёлочку Шапокляк снова оштрафовали в соответствии с тем же «Кодексом…»: «За повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов».
Наш поезд отправляется дальше и, наконец, в завершении нашего путешествия я хочу вам зачитать отрывок про нашего земляка климовчанина - Дениса Григорьева. Раньше на месте нашего города Климовска была деревня Климовка. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» (1885 год) описал яркий пример повреждения железнодорожного пути. В рассказе описан процесс судебного расследования деяния крестьянина Дениса Григорьева, уроженца нашей деревни Климовка.
- Для чего тебе понадобилась гайка?
- Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем…
- Кто это - мы?
- Мы, народ… Климовские мужики то есть.
Что он натворил? Он всего лишь открутил гайку с болта, которым крепиться рельс к шпале. А оправдывал себя Денис тем, что откручивали они гайки с понятием и не все подряд, чтобы не было, по их мнению, крушения поезда. Открученная гайка, вроде бы – пустяк, но это могло бы привести к крушению поезда. Поэтому судебный следователь пригрозил ему каторгой.
3. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал. Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы должны предсказать и увидеть, что опасного может произойти.
- Переход к платформе по железнодорожным путям (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
- подлезание под вагонами (возможность быть задавленным трогающимся поездом);
- человек стоит на краю платформы (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
- ценные вещи, деньги и билеты оставлены без присмотра на видном месте (возможность спровоцировать воров на кражу);
- багаж, лежащий на самом краю верхней полки (при движении может упасть и травмировать пассажиров);
- пассажир поезда, который на станции ушел далеко от поезда (может отстать от поезда или при попытке сесть в поезд на ходу – получить травму);
- запах дыма в вагоне (возможен пожар, действовать надо по обстановке).
4. Итог урока.
Учитель: О чём сегодня шла речь на нашем уроке?
Учащиеся: Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.
Литература
- Энциклопедия для детей «Аванта». Техника. Том 14. Стр. 350-363.
- Энциклопедия для детей «Аванта». Личная безопасность. Стр.331.
- А.В. Гостюшин. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Стр. 80-84.
- П.А.Астахов. Детям о праве. Я и дорога. Москва «Эксмо», 2009.
- П.А.Астахов. Детям о праве. Я отдыхаю. Москва «Эксмо», 2009.
- С.В.Петров. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ . 5 класс. ООО «Астрель», 2008.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 5 класс. Автор-составитель Г.Н.Шевченко. «Учитель» Волгоград, 2007.
- В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5 класса. «Дрофа»,2006.
- И.К.Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5-6 классов.«Просвещение», 2008.
- Под редакцией Ю.Л.Воробьёва. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. «Астрель», 2008.
- В.Н.Латчук, В.В.Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие. «Дрофа», 2007.
- Большая детская иллюстрированная энциклопедия. «Эгмонт Россия Лтд»,2001.Стр. 359-361.