В условиях личностно-ориентированного обучения очень важно уделять внимание созданию ситуации успеха на уроке. Однако же этому часто мешает выставление отметок при проведении различных видов контроля. Именно отметка, даже если она объективна, искажает мотивацию, отношения ученика с учителем, родителями, повышает тревожность детей. Считаю очень важным использовать в условиях личностно-ориентированного процесса новые подходы к оцениванию результатов обучения. А при организации контроля соблюдаю следующие требования: объективность ,систематичность, разнообразие форм, дифференцированный подход.
Для объективности контроля использую такую форму как рейтинговая контрольная работа, которая содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга. Я составляю контрольную работу в форме теста для периодического контроля.<Приложение 1>, <Приложение 2>. Заранее знакомлю учащихся с критериями отметки. Тест состоит из 10 заданий , контролирующих элементарную коммуникативную компетенцию. За выполнение 10-20% учащийся получает неудовлетворительную отметку, от 30-50% – удовлетворительную отметку, 60-80% хорошую отметку, 90-100% - отличную отметку. Учащиеся могут выполнять любое задание, чтобы набрать необходимое количество баллов. Далее на основании результатов составляю анонимные рейтинги и вывешиваю их в классе. Учащиеся имеют возможность посмотреть на свой результат и определить свое место в этом рейтинге. <Приложение3>. Таким образом, формируется контрольно-оценочная самостоятельность, учащиеся могут оценить свой уровень и соответствие его нормативу.