Цель:
- познакомить детей: с символами России (флаг, герб, гимн); с понятиями: малая и большая Родина, столица, гражданин, конституция;
- сформировать первоначальные элементарные представления о родном крае, о Родине;
- вызвать интерес к родной стране, народу;
- воспитывать культуру поведения, чувство дружбы, волевые качества, умение уступать и сопереживать;
- развивать внимание, коммуникативные качества;
- соблюдать технологии здоровьесберегающего режима.
Оборудование:
- Понятия, написанные на карточках.
- Фотографии: первые дома Саяногорска, СШГЭС, СААЗ, улицы города.
- Картины природы России (растительный и животный мир).
- “Конституция”, “Ваши права” - автор Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г..
- Гимн, герб, флаг.
- Песня на сл. М. Матусовского, муз. М.Баснера “С чего начинается Родина”.
- Кружки (красные, белые, синие) – для формирования команд.
- Флажки (синий, красный, белый) – отличительный знак команд.
- Плакаты с пословицами.
- Две мягкие игрушки.
- “Стихи о Родине” - Сборник стихов “Пою моё отечество”. – Москва. – Детгиз. - 1985
- Герб разрезанный на части (для каждой команды).
- Полоски флага (для каждой команды).
Для детей: кисточки, клей, части флага, части герба, два ребуса.
Предварительная работа с детьми:
- Ездили на каникулах в зоопарк и парк отдыха г. Абакана.
- За две недели до мероприятия:
- Учили песню о Родине, хороводную песню “Жили у бабуси”.
- Учили стихи о Москве, о Родине, о Саяногорске.
- Выучили игру “Золотые ворота”.
- Разучивали загадки, пословицы, поговорки о Родине.
- Знакомились в городской библиотеке с Государственными символами России.
- Ходили на экскурсию и наблюдали за красотой природы родного края, профессиями родителей.
- Знакомились с малой Родиной, элементарными правилами, элементарными правилами поведения граждан в разных ситуациях.
Ход мероприятия
- Орг. момент. Формирование команд
Дети под музыку “С чего начинается Родина” заходят и берут кружок любого цвета (красный, синий или белый). Занимают стол с флажками такого же цвета. Так формируются команды:
- Белые – символ веры в чистоту помыслов
- Синие – символ благородства и верности
- Красные – символ героизма, отваги, смелости.
- Подготовка к основной части. Беседа
Беседа проходит у классного уголка о России.
- Ребята, скоро праздник “День Конституции”. Сегодня мы узнаем много новых слов на занятии, узнаем, кто такие граждане, что такое Конституция и вспомним символы нашей Родины. То, что вы узнаете, запомните и расскажите своим близким и родным. Послушайте внимательно песню и скажите, о чём эта она? Что такое Родина (звучит песня “С чего начинается Родина”).
Дети свободно высказываются (за ответ даётся маленький флажок).
- Слушание стихов о малой родине и беседа
Дети читают отрывки из стихов С.Кричевцовой, о родном городе:
Город наш невелик, только это не важно
И его ты найдёшь среди неба и скал.
Если ты побывал здесь однажды
Город наш для тебя близким сразу же стал.
Если вдруг загрустишь, находясь в отдалении
Набери телефон и друзьям позвони
Слыша голос родной, улетят вдруг сомнения
Дружбой славен наш город
И славен людьми.
Саяногорск – моя малая родина
Ты любовь и судьба моя
Саяногорск, сколько тропок здесь пройдено
Саяногорск, ты со мной навсегда.
- О какой родине рассказали дети? (О малой Родине, г. Саяногорске.)
На доске открывается:
Малая Родина |
г. Саяногорск |
- Обратите внимание на фотовыставку. Город славен людьми, которые в степи построили большие дома, украсили город посадками деревьев и цветами. Построили СШГЭС, которая даёт электричество всей стране, САаЗ даёт крылатый металл, а в кладовых земли много мрамора, который везут даже за границу.
Вывод: у каждого есть малая Родина, т. е. там, где ты родился.
За ребусы команды получают фант – часть от герба.
- Разгадывание ребусов
- Выберите 3 человек от каждой команды. В дружбе и согласии разгадать ребус (на столе каждой команды ребус).
(родина)
Пока дети отгадывают, с оставшимися проводится кричалка: 1 куплет из песни “Землю обмотали”
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллели из озёр и рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
За ребусы команды получают фант – часть от герба.
- Что такое большая Родина
Песня исполняется детьми.
- Споём песню о Родине “Моя Россия”
1 куплет:
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички
У моей России голубые очи
На меня, Россия, ты похожа очень
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
2 куплет:
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
3 куплет:
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия). Наш город Саяногорск лишь маленькая часть большой страны, которая называется Россия.
На доске открываются карточки :
Родина |
Россия |
Хором читают: Она самая большая среди всех стран. Россия богата своим растительным и животным миром, подземными кладовыми. В нашей Родине самые полноводные реки с большими запасами пресной воды и рыбы.
- А какие стихи о Родине знаете? (Дети выходят и рассказывают)
Если скажут слово “родина”
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Иль луга от жарков оранжевые
Золотистые поля…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
Вывод: У всех нас есть большая Родина – Россия.
- Знакомство с Конституцией и правами граждан
- А кто знает, как называют всех жителей одной страны России?
На доске открывается:
Граждане |
- Граждане – это жители России, люди, которые любят, гордятся Родиной. Стараются сделать её богатой и сильной. Вы, маленькие граждане большой страны России. А что у нас (у граждан) общее, что делает нас гражданами одной Родины – России?
На доске открывается:
Единый язык |
Территория |
Законы, по которым мы живем |
- Законы – это обязанности, правила по которым мы живём. Они записаны в одной книге.
На доске открывается:
Конституция (законы) |
- Вот некоторые законы, которые мы должны выполнять. Повторите, запомните и выполняйте их.
Дети произносят хором после учителя:
- Стараться учиться
- Бережно относиться к школе, классу
- Следить за своим внешним видом
- Поддерживать порядок на своём рабочем месте
- Уважать старших и одноклассников
- Кроме того, вы имеете права.
На доске выставляется книга “Ваши права” автора Шабельник Е.С. – книга для начальных классов. Зачитываются статьи № 1, № 3, № 5.
- Остальные прочитаете в этой книге сами. Книгу можно взять в читальном зале библиотеки.
Вывод: Каждый человек, живущий в России пользуется правами этого государства и несёт обязанности перед своей Родиной.
- Физминутка
- Россияне очень дружный народ. Посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы.
2 команды встают в круг. Команды должны дружнее и быстрее передать по кругу игрушку.
- Хором дополните мои предложения:
- Наша большая Родина … Россия
- Наша малая Родина … Саяногорск
- Жителей России называют … граждане
- Законы, по которым мы живём, записаны в книге …Конституция
- Знакомство с понятием “ столица” и главным городом России
- Послушайте стихи и скажите, о каком городе расскажут дети.
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Показывается разворот книги “Стихи о Родине” из серии “Пою моё отечество”, стр. 38-39.
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град.
- О каком же главном городе России рассказали ребята?
На доске открывается:
Москва |
рядом фотография Москвы.
- Каким другим словом можно заменить слова “главный город” команды узнают, когда отгадают ребус. Выберите по 1 человеку от команды.
(столица)
Пока дети отгадывают, с оставшимися проводится кричалка: 2 куплет из песни “Землю обмотали”
Обогрейте словом, обласкайте взглядом.
От хорошей шутки тает даже снег
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
На доске открывается:
Столица |
Москва |
- Назовите столицу нашей Родины.
Вывод: Столица – это главный город государства. Москва – столица России.
За ребусы команды получают фант – часть от герба.
- Проверка домашнего задания
- Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают стихами, песнями, пословицами, поговорками, загадками. Какие пословицы о Родине знаете вы? А поговорки? Загадки? (Дети говорят пословицы, загадки, поговорки.)
- Прочитайте на доске пословицу и поговорку хором:
Береги землю родную, как мать любимую. |
Всякому мила своя сторона. |
- Отгадайте загадку:
В нём человечеству привет
В нём русской славы жаркий цвет
В нём нашей силы грозный свет
В нём правда наших лет. (Флаг)
- У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберёт флаг?
На доске открывается:
- Где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, на костюме космонавтов, у нас в городе)
- Расскажите о флаге.
Подготовленный ученик: Это полотно из белой, синей, красной полос. Белая полоса – символ веры в чистоту. Синяя – благородство, верность. Красная – героизм, отвага, смелость.
Команды получают фант – часть от рисунка герба.
Вывод: Флаг отличительный символ государства.
- Россияне знамениты не только верностью России, отвагой и смелостью, но ещё они и очень талантливы. Восхваляют Родину в хороводных песнях. В них и душевная чистота, и любовь к Родине.
Исполнение народных хороводных песен.
- Игра “Золотые ворота”
Все:
ТРА-ТА-ТА (2 раза)
Отворяем ворота
Золотые ворота
Поспешите все сюда!
Ворота:
Пропускаем вас
Пропускаем - раз
Пропускаем – два
А на третий раз
Не пропустим вас!
Опускают руки и дети попадают в “ворота”. Те, кого поймали, становятся “воротами” и так дальше, пока из цепочки попадут в “ворота” все.
- Знакомство с гербом
- Вы получали за работу фанты. Сложите части так, чтобы получился рисунок. Что получилось? Расскажите о нём?
Подготовленный ученик: Герб у нас очень красивый. На нём изображён двуглавый орёл. Это символ солнца, силы небесной, огня и бессмертия. Внутри герба – герб главного города Москвы. На нём Георгий Победоносец убивает копьём змею. Много врагов шло на Россию, но всегда россияне побеждали.
Вывод: Герб отличительный символ государства.
- Знакомство с гимном России
- Послушайте особенное произведение, но слушать мы его будем по - особенному: для этого мы встанем. (Исполняют гимн дети старших классов, можно грамзапись). Кому оно известно?
- Это песня граждан России, верных и любящих её. Называется эта песня – гимн. Запомните: слушают его и поют только стоя.
На доске открывается:
Гимн Герб Флаг |
- Назовите одним словом написанное на доске. (Государственные символы). Государственные символы помогают распознать государство, узнать, что больше всего ценят жители этой страны.
Вывод: Гимн, герб, флаг - отличительные символы государства России.
- Закрепление
- Дополните мои предложения:
- Узнали о малой Родине … г. Саяногорске
- Узнали о большой Родине … России
- Узнали о столице России … Москве
- Знаем символы России …гимн, герб, флаг
- Законы России записаны в … Конституции
- Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети)
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
- Закончим занятие гимном нашей школы (дети встают).