Цели:
- познакомить с образованием прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов -н, -ск, -ист;
- познакомить с новым литературным приемом «акростих»;
- повторить виды рифм;
- закрепить знания о частях речи, словообразовании, словоизменении и однокоренных словах;
- развивать речь учащихся;
- учить видеть красоту слова.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
приложение 1, слайд 1
Заметил, в природе все изменилось:
Искрятся деревья, замерзла река,
Метель не на шутку на нас рассердилась
А солнце исчезло за облака.
- Прочитайте стихотворение.
- О чем это стихотворение?
- Как догадались?
- А нет ли отгадки в стихотворении? (по начальным буквам строчек получается слово «зима»)
- Проверим. приложение 1, слайд 1
- В литературе этот прием называется – акростих.приложение 1, слайд 1
- Какая рифма использована? Доказать. (перекрестная, т.к. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки)
- Сегодня пойдет разговор о зиме. Запишите это слово.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»? (дети говорят, если называется слово, которое нужно учителю, то оно записывается, а если нет, то просто слушается)
Если не названы нужные слова, то учитель наводит детей с помощью загадок:
а) Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (зимние месяцы)
- Какая рифма использована? Доказать. (парная, т.к. рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки)
- Какие зимние месяцы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Вам нужно на компьютере с помощью стрелок соединить названия месяцев с их старыми названиями. приложение 1, слайды 2, 3
приложение 2, слайды для детей 1,2 (на компьютерах)
- Проверьте.приложение 1, слайд 4
- Запишите названия месяцев.
б) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
- Какая рифма? (парная)
- Запишите это слово.
- Запишите еще несколько слов: зимний, морозно, январский, холодно, морозный, серебро, холодный, снежно, февральский, холод, снег, серебристый, снежный, декабрьский, серебристо.
- Распределите слова на группы (устно) (сущ., прил., нареч. или однокоренные слова)
- По каким признакам вы определили в 1 группу сущ.? приложение 1, слайд 5
- А прилагательные? приложение 1, слайд 6
- А наречия? приложение 1, слайд 7
2. Работа над новым материалом.
- Распределите в тетради слова на группы так, чтобы в 1 группе были сущ., во 2 группе – прил., в 3 группе - наречия, а по строчкам – однокоренные слова. (дети делят сам-но, а на до ке уже написано и закрыто)
Зима |
зимний |
|||
Декабрь |
|
декабрьский |
|
|
Январь |
|
январский |
|
|
Февраль |
|
февральский |
|
|
Мороз |
|
морозный |
|
морозно |
Холод |
|
холодный |
|
холодно |
Снег |
|
снежный |
|
снежно |
Серебро |
|
серебристый |
|
серебристо |
(открывается запись на доске и дети проверяют)
- Чем слова по строчкам похожи? (корень – выделяют, значение)
- Чем отличаются? (основы – выделяют, суффиксы – выделяют, окончания - не выделяют)
(все выделяется и на доске)
- Образование какой части речи вы можете объяснить? (наречий)
- Как образовались наши наречия? (от основы прилагательных при помощи суффикса о)
- Попробуйте объяснить образование прилагательных. (работают в группах)
- Сравните правописание прилагательных «декабрьский», «январский», «февральский» с существительными, от которых они образовались. Что заметили? (у всех существительных есть «ь», но у прилагательного «январский» «ь» не пишется)
приложение 1, слайд 8
Как же образуются имена прилагательные? (имя прилагательное образуется от основы имени существительного при помощи суффиксов н, ск, ист)
(дети могут назвать и окончания, пока их не исправлять)
- Как называется этот процесс в русском языке словообразование или словоизменение? (словообразование, т.к.образуется новая основа, а соответственно новое слово)
- А что такое словоизменение? (не изменяется основа, не образуется новое слово, оно только изменяется)
- Прочитайте в учебнике правило. (стр. 74)
- Сравните нашу формулировку и в учебнике. (не сказано про окончание)
- Почему? (окончания не образуют новые слова)
- Повторите, как же образуются прилагательные. приложение 1, слайд 9
3. Физ. минутка:
- у меня есть сестра. Если «да», то поднимают руки.
- я родился осенью. Если «нет», то приседают.
- у меня длинные волосы
- мне 8 лет
- я играю в футбол
- мне нравится учиться
4. Доп-но: приложение 1, слайд 10
5. Обобщение: приложение 1, слайд 11
- Почему выписаны эти слова? (по ходу дети повторяют каждое понятие).
- Что еще узнали нового?