Конспект урока русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Образование имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с образованием прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов -н, -ск, -ист;
  • познакомить с новым литературным приемом «акростих»;
  • повторить виды рифм;
  • закрепить знания о частях речи, словообразовании, словоизменении и однокоренных словах;
  • развивать речь учащихся;
  • учить видеть красоту слова.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

приложение 1, слайд 1

Заметил, в природе все изменилось:
Искрятся деревья, замерзла река,
Метель не на шутку на нас рассердилась
А солнце исчезло за облака.

- Прочитайте стихотворение.

- О чем это стихотворение?

- Как догадались?

- А нет ли отгадки в стихотворении? (по начальным буквам строчек получается слово «зима»)

- Проверим. приложение 1, слайд 1

- В литературе этот прием называется – акростих.приложение 1, слайд 1

- Какая рифма использована? Доказать. (перекрестная, т.к. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки)

- Сегодня пойдет разговор о зиме. Запишите это слово.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»? (дети говорят, если называется слово, которое нужно учителю, то оно записывается, а если нет, то просто слушается)

Если не названы нужные слова, то учитель наводит детей с помощью загадок:

а) Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (зимние месяцы)

- Какая рифма использована? Доказать. (парная, т.к. рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки)

- Какие зимние месяцы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Вам нужно на компьютере с помощью стрелок соединить названия месяцев с их старыми названиями. приложение 1, слайды 2, 3

приложение 2, слайды для детей 1,2 (на компьютерах)

- Проверьте.приложение 1, слайд 4

- Запишите названия месяцев.

б) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)

- Какая рифма? (парная)

- Запишите это слово.

- Запишите еще несколько слов: зимний, морозно, январский, холодно, морозный, серебро, холодный, снежно, февральский, холод, снег, серебристый, снежный, декабрьский, серебристо.

- Распределите слова на группы (устно) (сущ., прил., нареч. или однокоренные слова)

- По каким признакам вы определили в 1 группу сущ.? приложение 1, слайд 5

- А прилагательные? приложение 1, слайд 6

- А наречия? приложение 1, слайд 7

2. Работа над новым материалом.

- Распределите в тетради слова на группы так, чтобы в 1 группе были сущ., во 2 группе – прил., в 3 группе - наречия, а по строчкам – однокоренные слова. (дети делят сам-но, а на до ке уже написано и закрыто)

Зима

 

зимний

 

 

Декабрь

 

декабрьский

 

 

Январь

 

январский

 

 

Февраль

 

февральский

 

 

Мороз

 

морозный

 

морозно

Холод

 

холодный

 

холодно

Снег

 

снежный

 

снежно

Серебро

 

серебристый

 

серебристо

(открывается запись на доске и дети проверяют)

- Чем слова по строчкам похожи? (корень – выделяют, значение)

- Чем отличаются? (основы – выделяют, суффиксы – выделяют, окончания - не выделяют)

(все выделяется и на доске)

- Образование какой части речи вы можете объяснить? (наречий)

- Как образовались наши наречия? (от основы прилагательных при помощи суффикса о)

- Попробуйте объяснить образование прилагательных. (работают в группах)

- Сравните правописание прилагательных «декабрьский», «январский», «февральский» с существительными, от которых они образовались. Что заметили? (у всех существительных есть «ь», но у прилагательного «январский» «ь» не пишется)

приложение 1, слайд 8

Как же образуются имена прилагательные? (имя прилагательное образуется от основы имени существительного при помощи суффиксов н, ск, ист)

(дети могут назвать и окончания, пока их не исправлять)

- Как называется этот процесс в русском языке словообразование или словоизменение? (словообразование, т.к.образуется новая основа, а соответственно новое слово)

- А что такое словоизменение? (не изменяется основа, не образуется новое слово, оно только изменяется)

- Прочитайте в учебнике правило. (стр. 74)

- Сравните нашу формулировку и в учебнике. (не сказано про окончание)

- Почему? (окончания не образуют новые слова)

- Повторите, как же образуются прилагательные. приложение 1, слайд 9

3. Физ. минутка:

  • у меня есть сестра. Если «да», то поднимают руки.
  • я родился осенью. Если «нет», то приседают.
  • у меня длинные волосы
  • мне 8 лет
  • я играю в футбол
  • мне нравится учиться

4. Доп-но: приложение 1, слайд 10

5. Обобщение: приложение 1, слайд 11

- Почему выписаны эти слова? (по ходу дети повторяют каждое понятие).

- Что еще узнали нового?