Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы.
Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]
№ |
Трудности, с которыми сталкиваются ученики |
Причины затруднений |
1 |
Плохая каллиграфия |
Нарушение гигиенических требований |
2 |
Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги |
Слабо развит фонематический слух, зрительная память |
3 |
Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию |
Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи |
4 |
Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы |
Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память |
5 |
Медленное чтение |
Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие |
6 |
Медленный темп работы |
Медлительны по природе, неготовность к школе, |
7 |
Не запоминают правила, стихи, предложения |
Неготовность к школе, слабое речевое развитие |
8 |
Допускают ошибки на правила: ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные |
Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе |
- Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
- Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
- Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
- Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.
Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться устной речью».
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем предмет, например, арбуз и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:
- А - ароматный
- Р - рука
- Б - большой
- У - умница
- З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.
Звонкие - глухие согласные дифферецируются по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.
Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
Литература:
- В.П.Шульгина.Методическая копилка для учителей начальных классов.(Серия «Школа радости»).- Ростов н/ Дону: Феникс, 2001.