Программа тренинговых упражнений "Школа для родителей"

Разделы: Работа с родителями


Занятие №1

Цель: Создать  благоприятные условия для работы в группе. Развить способность родителей к децентрации. Выяснить ожидания и опасения родителей.  Актуализировать образ ребенка в себе.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

  • Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».
  • Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».
  • Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.
  • Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.
  • Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.
  • Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Знакомство участников друг с другом.

  • Назвать свое имя
  • Рассказать о своем ребенке
  • Рассказать о том, что стало причиной прихода на занятия

1. Упражнение «Мое имя – мой характер»

Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает?

Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени.

2. Упражнение «Я тебя понимаю»

Инструкция: Закончите приведенные ниже примеры так, как, по вашему мнению, закончил бы их ваш ребенок:

  • Мне бывает радостно, когда…
  • Я очень грущу, когда…
  • Мне бывает страшно, когда…
  • Я сержусь…
  • Я очень горжусь…

После того, как родители закончат предложения, они сравняют их с ответами детей  (дети выполняют этот тест накануне с психологом). Степень совпадения будет говорить о вашей способности поставить себя на место ребенка, о способности к децентрации.

Провести обсуждение, в чем было совпадение.

3. Упражнение «За что меня ругают»

Каждый из участников завершает следующие предложения:

  • «Я себя ругаю за то, что я…»
  • «Другие меня ругают за то, что я…»
  • «В детстве меня ругали за то, что я…»

После каждого круга отводится немного времени для обсуждения:

  • «Что вы почувствовали?»
  • «Что, может быть, вас удивило?»

4. Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите,  что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе  в сердце. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь.

Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Обсуждение занятия, подведение итогов.


Занятие №2 

Цель: помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного  взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

1. Упражнение «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

2. Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам  предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.

3. Упражнеие «Пространство общения».

Инструкция: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

4. Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему? 

5. Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это…»

Описать все положительные качества, которые есть в ребенке.

Обсуждение занятия.


Занятие №3 

Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания, пробовать использовать такие приемы активного слушания как пересказ, отражение чувств.

1. Упражнение «Подарок».

Инструкция: участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть  пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема ( он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание  создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами  то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью  ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть  и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»)

2. Упражнение.

Работа в парах для тренировки приема пересказа. Один партнер слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику. Затем нужно поменяться ролями. Тема для обсуждения должна быть та, которая, по мнению родителей, тревожит ребенка. Ведущий предлагает поделиться впечатлениями после проведенного упражнения.

3. Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются  ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили  ему в этих случаях.

 

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган  выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

2

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

3

Старший сын говорит маме: «Ты  всегда ее защищаешь,  говоришь: маленькая, маленькая, а меняникогда не жалеешь».

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

4

Сегодня на занятии по математике  я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все дети засмеялись.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

5

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой моя чашечка».

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую  красивую чашку.

Домашнее задание. В общении с ребенком использовать методы и приемы активного слушания.

В заключительной части занятия   ведущий предлагает сесть поудобнее, постараться расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Подводный мир».


Занятие №4 

Цель: Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

1. Упражнение «Прощение»

Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего ненавидите), этот человек может быть живым или мертвым. И ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то нехорошее – то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Представьте вашу маму, когда ей было четыре или пять лет – испуганную и жаждущую любви. Протяните ей руки и скажите, как вы её любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, что – бы ни случилось. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите её на сердце. А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком трёх – четырёх лет. Он тоже чего-то боится и громко плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Прижмите его к своей груди и почувствуйте, как он дрожит. Успокойте его.

Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет совсем крохотным. Положите его в своё сердце вместе с вами

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

Информационная часть. Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи  выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

  • Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»
  • Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»
  • Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых.»
  • Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»
  • Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»
  • Похвала.
  • Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».
  • Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»
  • Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»
  • Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».
  • Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: Попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами  одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

2. Упражнение.

Родителям предлагается  сесть поудобнее, максимально расслабиться и прослушать сеанс аудиозаписи «Путешествие на  Марс»

Обсуждение занятия.


Занятие №5

Цель: обсудить и проанализировать ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания. Научиться способам эффективной коммуникации родителей при разрешении проблем во взаимодействии с детьми.

1. Упражнение «Клубочек»

Инструкция: участники передают  друг другу клубочек, при этом говорят, что им нравится в этом человеке.

  • Обсуждение домашнего задания. Родители рассказывают о том, какие приемы активного слушания они использовали при взаимодействии с ребенком.

2. Упражнение «Семейные заповеди».

Участникам предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, установок, запретов, привычек, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанными по кругу. Как показывает опыт, родителям интересно  знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других.

Ведущий предлагает поделиться высказываниями о том, какие заповеди их  удовлетворяют, а какие – нет.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты – сообщениях и я - сообщениях. Американский психотерапевт Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослым замечаний это Ты - сообщения. Ты - сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель (Ты всегда оставляешь грязь в комнате», Прекрати это делать»). Я - сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения,  которое родитель не приемлет. Я - сообщения отличаются от Ты - сообщений тем, что позволяют выразить взрослому негативные чувства в необидной форме, поэтому энергия ребенка направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы исправить ситуацию. Я - сообщения не портят доброжелательных отношений между людьми. Например: Томас  Гордон предлагает такую схему сообщений для родителя, который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой.

Приложение 1.

2. Упражнение.

 Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении я - сообщений. Он зачитывает приготовленные ты - сообщения и предлагает участникам переформулировать их  в я - сообщения.

Примеры ты - сообщений

  1. Ну что у тебя за вид!
  2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!
  3. Ты не мог потише?

Примерные содержания сообщений я – сообщений.

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами  кто- то ползает, я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

4. Упражнение «Ладошка»

Инструкция: каждый участник на отдельном листочке обводит контур своей ладони, подписывает свой листочек и оставляет на своем месте. Затем все пишут на этих листочках прощальные пожелания друг другу.   После этого участники читают написанное.

5. Итоговое обсуждение тренинговых занятий.

Ведущий предлагает родителей ответить на вопросы в письменном виде.

  • Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?
  • Какое  открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?
  • Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?
  • Что вы хотели бы добавить в программу, какую тему углубить?

Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения тренинга.