Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.
К описанию урока предъявляются определенные требования:
- Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
- Описание должно быть достоверным, четко отражающим характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
- Описание урока должно быть целенаправленным.
В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.
Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из трех частей:
- общие сведения,
- количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно);
- выводы и рекомендации.
Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.
По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______
ФИО учителя _____________________________________________________
Предмет __________________________________________________________
Тема ________________________________________________________________________
Программа наблюдения |
оценка |
1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы) |
|
2. Сообщение объема контролируемого материала |
|
3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы |
|
2. Сообщение нормы оценивания работ |
|
3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий |
|
4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала) |
|
5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся |
|
6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля |
|
7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний: |
|
8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей |
|
9. Содержание и характер вопросов и заданий: |
|
10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
|
11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний |
|
12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель) |
|
13. Методика подведения итогов урока |
|
14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку - |
|
Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________
Подпись ________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке
Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______
ФИО учителя______________________________________________________
Предмет __________________________________________________________
Тема _________________________________________________________________________
Программа наблюдения |
оценка |
Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота) |
|
Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока |
|
Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания |
|
Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки |
|
Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов |
|
Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся |
|
Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний |
|
Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала |
|
Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
|
Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела |
|
Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала |
|
Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды): |
|
Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций |
|
Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
|
Контроль за деятельностью учащихся в течение урока |
|
Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________
Подпись ________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации
Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______
ФИО учителя______________________________________________________
Предмет __________________________________________________________
Тема _________________________________________________________________________
Программа наблюдения |
оценка |
1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота) |
|
2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации |
|
3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества) |
|
4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО |
|
5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО |
|
6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного) |
|
7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО |
|
8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО |
|
9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала |
|
10. Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы |
|
11 Дифференцированная помощь учащимся на уроке |
|
12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций |
|
13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
|
14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока |
|
Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________
Подпись ________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: соблюдение требований к содержанию урока
Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______
ФИО учителя____________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________
Тема _______________________________________________________________________________
Программа наблюдения |
оценка |
1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ |
|
2. Полнота, достоверность и доступность изложения |
|
3. Научный уровень излагаемого материала |
|
4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока |
|
5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности |
|
6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее |
|
7. Установление межпредметных связей |
|
8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности) |
|
9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока |
|
10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики) |
|
11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности |
|
12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии |
|
13. Рациональность распределения времени урока |
|
14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала |
|
15. Методика подведения итогов занятия |
|
16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация) |
|
17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель) |
|
Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________
Подпись ________________
Лист наблюдения и оценки урока
Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся
Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______
ФИО учителя_________________________________________________
Предмет __________________________________________________________
Тема ________________________________________________________________________
Программа наблюдения |
оценка |
1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока |
|
2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия |
|
3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке |
|
4. Умение владеть классом |
|
5. Реакция учителя на ошибки учащихся |
|
6. Соблюдение норм педагогической этики |
|
7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода |
|
8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся |
|
9. Характер и тон дисциплинарных замечаний |
|
10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов |
|
11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока |
|
12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке |
|
13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры) |
|
14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение) |
|
15. Методика подачи домашнего задания |
|
16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель) |
|
Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________
Подпись ________________