Листы наблюдений и оценки урока в зависимости от целей посещения

Разделы: Администрирование школы


Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.

К описанию урока предъявляются определенные требования:

  • Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
  • Описание должно быть достоверным, четко отражающим  характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
  • Описание урока должно быть целенаправленным.

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.

Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из  трех частей:

  • общие сведения,
  • количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно); 
  • выводы и рекомендации.

Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.

По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Дата __________ класс  ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя _____________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

 

2. Сообщение объема контролируемого материала

 

3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

 

2. Сообщение нормы оценивания работ

 

3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

 

4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

 

5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

 

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

 

7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:

 

8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

 

9. Содержание и характер вопросов и заданий:
- воспроизводящие,
- проблемные,
- направленные на установление причинно-следственных связей,
- творческие.

 

10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 

11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

 

12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

 

13. Методика подведения итогов урока

 

14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку - 
качество успешности (% на «4» и «5») -

 

Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

 Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

 

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

 

 Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

 

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

 

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

 

 Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся

 

 Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний

 

 Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

 

 Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

 

 Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

 

 Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

 

 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке (виды):

 

 Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

 

 Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 

 Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

 

Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя______________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

 

2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

 

3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

 

4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

 

5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

 

6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

 

7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

 

8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

 

9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

 

10. Обобщение итогов усвоения основных понятий  (законов, правил) по окончании изучения темы

 

11 Дифференцированная  помощь учащимся на уроке

 

12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

 

13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 

14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

 

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока 

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя____________________________________________________________

Предмет ________________________________________________________________

Тема _______________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

 

2. Полнота, достоверность и доступность изложения

 

3. Научный уровень излагаемого материала

 

4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

 

5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

 

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

 

7. Установление межпредметных связей

 

8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

 

9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока

 

10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

 

11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

 

12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии

 

13. Рациональность распределения времени урока

 

14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала

 

15. Методика подведения итогов занятия

 

16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

 

17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

 

Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________

Подпись ________________


Лист наблюдения и оценки урока

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______

ФИО учителя_________________________________________________

Предмет __________________________________________________________

Тема ________________________________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

 

2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

 

3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

 

4. Умение владеть классом

 

5. Реакция учителя на ошибки учащихся

 

6. Соблюдение норм педагогической этики

 

7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

 

8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

 

9. Характер и тон дисциплинарных замечаний

 

10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

 

11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

 

12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке

 

13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

 

14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

 

15. Методика подачи домашнего задания

 

16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

 

Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________

Подпись ________________