Урок для 3-го класса. Тема: "Праздник Масленицы"

Разделы: Музыка


Цель: Дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника «Масленица».

Задачи:

  1. Развивающие:
    • совершенствовать музыкальное восприятие;
    • развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;
    • побуждать к творчеству;
    • развивать певческий голос.
    • совершенствовать пластику движения под музыку.
  2. Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о народном празднике, обычаях и традициях.
  3. Воспитательные:
    • формировать положительные стороны учащихся;
    • пробуждать любовь к русской народной музыке.
    • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
    • обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • Цифровой проектор;
  • Чучело масленицы;
  • Народный сарафан;
  • колпаки петрушек и скоморохов;
  • Узкие и широкие атласные ленты;
  • луговое сено;
  • солнышко;
  • народные инструменты;
  • фортепьяно;
  • музыкальный центр.

Ход урока

I )Организационный этап. (Запускается презентация. Приложение 1)

Учитель: Здравствуйте гости дорогие!

Здравствуйте ребята!

Вы, наверно, догадались по моему костюму, какая у нас будет тема урока: народный праздник. (Включается любая народная музыка. Приложение 2)

У вас на столах лежат детали народных костюмов, примите праздничный облик. (Музыка затихает и выключается.)

Теперь мы с вами ряженые и готовы говорить о праздниках.

Учитель: Какие зимние  праздники вам известны?

Дети: ответ.

Учитель: Есть праздники государственные, церковные и народные. Некоторые, что вы назвали, например, новый год - он государственный; крещение или рождество – это праздники церковные, а, например, святки или колядки, которые идут после рождества - это народные праздники.

II) Постановка темы и задач урока.

Сегодняшний урок  будет посвящён празднику «Масленица». Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы. 

Мы познакомимся с народными обычаями и традициями. Узнаем, что делали люди во время этого праздника, как встречали масленицу.

Ш) Объяснение нового материала.

Перед наступлением праздника, вечером молодёжь выходила на ледяные горки, поливала их водой, приговаривала: Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Это означало, что  с наступлением праздника все веселились, катались с гор, на лошадях, пели песни, танцевали.

Скажите пожалуйста, кто знает, сколько дней праздновали масленицу?

Дети: ответ.

Учитель: Молодцы. Масленицу праздновали целую неделю с понедельника  до воскресенья. Каждый день имел своё название.  Древние Русичи знали, что традиционно нужно делать в каждый день масленицы.

Начнём мы ребята с понедельника.

Это первый день. И он называется...? (Учитель показывает рукой на экран, и дети читают название)

Дети: понедельник - назывался «встреча».

Учитель: Люди целый год  с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей.

И с наступлением праздника они весело и радостно отмечали его.

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.

Затем масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Чтобы усилить радость встречи, масленице выкрикивались заклички: «Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая».

 Все заклички были посвящены государыне масленице, дорогой масленице – блиноедке.

Сейчас с вами мы тоже будем кликать масленицу. Я буду петь строчку, а вы за мной повторяйте.

Давайте с вами попробуем. (Приложение 3)

Следующий день вторник. Он имеет своё название.

Вторник – «заигрыш».

Как вы считаете, что можно делать в этот день?

Дети: ответ.

Учитель: С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.

IV) Актуализация знаний учащихся.

Мы сейчас с вами будем водить задорный хоровод с символом масленицы:  солнышком, и у нас будут свои смешные петрушки и скоморохи, которые и будут нас веселить. Приложение 4. (Во время хоровода детям нужно показывать, какие им делать движения.)

За вторником идёт среда.

Кто знает, какое традиционное блюдо на масленицу?

Дети: Блины.

Учитель: Праздник масленица связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы,  наступлением нового тёплого времени года. 

«Среда – лакомка» открывала угощения во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли  блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего  чаю.

Пели весёлые песни, посвященные масленице и блинам.

Мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с песней «Ой блины, блины, блины» и разучим первый  куплет.

(После того, как разучили.) На столах лежат у некоторых из вас инструменты. Попробуйте, как они звучат. Играйте, пожалуйста, в сильную долю. Вот так… (Учитель поет и играет на инструменте.)

Ребята, теперь попробуем спеть с нашим народно-инструментальным ансамблем.

Молодцы. Вы спели весело, озорно, шутливо.

Лакомку меняет следующий день.

Четверг – разгул. Широкий четверг.

Середина всех игр и веселья.

За четвергом идёт пятница.

Пятница – тещины вечера.

У всех есть бабушки. Бабушка с маминой стороны и бабушка с папиной стороны.

Бабушка, мама  вашей мамы, для папы называется тёщей.

В этот день ходили в гости к бабушке, отведывали вкусные её блиночки.

После пятницы, наступает суббота.

Суббота – золовкины посиделки.

В этот день нужно навещать всех родственников вашего папы.

И, наконец, воскресенье, которое носит название - проводы масленицы, прощеное воскресенье.
Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновеньем», просили прошения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие отношения.

Вечером "ЧУЧЕЛО" - ставили на дрова, сложенные «колодцем»,  и внутри зажигали огонь. По обычаю, детьми делались маленькие соломенные куколки, которые сжигались для исполнения их желаний.  К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!", "Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла! Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях, что придавало задор празднику.

В это день пели песни, посвященные  проводам масленицы.

(Учительница садится за фортепиано и поёт песню. «Рано, рано куры запели… прощай, прощай, прощай масленица…»)

Сейчас разучим  припев этой веснянки.

Эту песню использовал русский композитор Римский – Корсаков  в своей опере. Опера носит одноимённое название сказки Островского о холодной девочке. Как же называется опера? «Снегурочка».

Во время звучания каждый из вас может изготовить соломенную куколку и загадать ей  желание.

Приступаем к работе, слушаем и делаем.

Молодцы,  все хорошо справились с заданием.

Вот и проводили мы с вами масленицу.

V) Подведение итогов.

Ребята, понравился вам праздник масленица? Что больше всего вам понравилось?

Что узнали нового?

Вы сегодня все хорошо поработали, и я  вам всем ставлю «отлично».

VI) Домашнее задание.

Ребята, следующая неделя масленичная и поэтому домашнее задание задаю необычное, вам нужно сходить на театральную площадь и поучаствовать во всех праздничных гуляниях.

VII) Заключительный этап.

Вы все молодцы, большое вам спасибо.

Низкий народный поклон.

(Звучит песня «Прощай, прощай, прощай масленица».)