Цель: Дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника «Масленица».
Задачи:
- Развивающие:
- совершенствовать музыкальное восприятие;
- развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;
- побуждать к творчеству;
- развивать певческий голос.
- совершенствовать пластику движения под музыку.
- Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о народном празднике, обычаях и традициях.
- Воспитательные:
- формировать положительные стороны учащихся;
- пробуждать любовь к русской народной музыке.
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
- обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование:
- Цифровой проектор;
- Чучело масленицы;
- Народный сарафан;
- колпаки петрушек и скоморохов;
- Узкие и широкие атласные ленты;
- луговое сено;
- солнышко;
- народные инструменты;
- фортепьяно;
- музыкальный центр.
Ход урока
I )Организационный этап. (Запускается презентация. Приложение 1)
Учитель: Здравствуйте гости дорогие!
Здравствуйте ребята!
Вы, наверно, догадались по моему костюму, какая у нас будет тема урока: народный праздник. (Включается любая народная музыка. Приложение 2)
У вас на столах лежат детали народных костюмов, примите праздничный облик. (Музыка затихает и выключается.)
Теперь мы с вами ряженые и готовы говорить о праздниках.
Учитель: Какие зимние праздники вам известны?
Дети: ответ.
Учитель: Есть праздники государственные, церковные и народные. Некоторые, что вы назвали, например, новый год - он государственный; крещение или рождество – это праздники церковные, а, например, святки или колядки, которые идут после рождества - это народные праздники.
II) Постановка темы и задач урока.
Сегодняшний урок будет посвящён празднику «Масленица». Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы.
Мы познакомимся с народными обычаями и традициями. Узнаем, что делали люди во время этого праздника, как встречали масленицу.
Ш) Объяснение нового материала.
Перед наступлением праздника, вечером молодёжь выходила на ледяные горки, поливала их водой, приговаривала: Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Это означало, что с наступлением праздника все веселились, катались с гор, на лошадях, пели песни, танцевали.
Скажите пожалуйста, кто знает, сколько дней праздновали масленицу?
Дети: ответ.
Учитель: Молодцы. Масленицу праздновали целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название. Древние Русичи знали, что традиционно нужно делать в каждый день масленицы.
Начнём мы ребята с понедельника.
Это первый день. И он называется...? (Учитель показывает рукой на экран, и дети читают название)
Дети: понедельник - назывался «встреча».
Учитель: Люди целый год с нетерпеньем ждали встречи с гостьюшкой масленицей.
И с наступлением праздника они весело и радостно отмечали его.
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.
Затем масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Чтобы усилить радость встречи, масленице выкрикивались заклички: «Пришла масленица годовая», «Пришла гостьюшка дорогая».
Все заклички были посвящены государыне масленице, дорогой масленице – блиноедке.
Сейчас с вами мы тоже будем кликать масленицу. Я буду петь строчку, а вы за мной повторяйте.
Давайте с вами попробуем. (Приложение 3)
Следующий день вторник. Он имеет своё название.
Вторник – «заигрыш».
Как вы считаете, что можно делать в этот день?
Дети: ответ.
Учитель: С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.
IV) Актуализация знаний учащихся.
Мы сейчас с вами будем водить задорный хоровод с символом масленицы: солнышком, и у нас будут свои смешные петрушки и скоморохи, которые и будут нас веселить. Приложение 4. (Во время хоровода детям нужно показывать, какие им делать движения.)
За вторником идёт среда.
Кто знает, какое традиционное блюдо на масленицу?
Дети: Блины.
Учитель: Праздник масленица связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года.
«Среда – лакомка» открывала угощения во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего чаю.
Пели весёлые песни, посвященные масленице и блинам.
Мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с песней «Ой блины, блины, блины» и разучим первый куплет.
(После того, как разучили.) На столах лежат у некоторых из вас инструменты. Попробуйте, как они звучат. Играйте, пожалуйста, в сильную долю. Вот так… (Учитель поет и играет на инструменте.)
Ребята, теперь попробуем спеть с нашим народно-инструментальным ансамблем.
Молодцы. Вы спели весело, озорно, шутливо.
Лакомку меняет следующий день.
Четверг – разгул. Широкий четверг.
Середина всех игр и веселья.
За четвергом идёт пятница.
Пятница – тещины вечера.
У всех есть бабушки. Бабушка с маминой стороны и бабушка с папиной стороны.
Бабушка, мама вашей мамы, для папы называется тёщей.
В этот день ходили в гости к бабушке, отведывали вкусные её блиночки.
После пятницы, наступает суббота.
Суббота – золовкины посиделки.
В этот день нужно навещать всех родственников вашего папы.
И, наконец, воскресенье, которое носит название - проводы масленицы, прощеное воскресенье.
Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновеньем», просили прошения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие отношения.
Вечером "ЧУЧЕЛО" - ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. По обычаю, детьми делались маленькие соломенные куколки, которые сжигались для исполнения их желаний. К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!", "Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла! Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях, что придавало задор празднику.
В это день пели песни, посвященные проводам масленицы.
(Учительница садится за фортепиано и поёт песню. «Рано, рано куры запели… прощай, прощай, прощай масленица…»)
Сейчас разучим припев этой веснянки.
Эту песню использовал русский композитор Римский – Корсаков в своей опере. Опера носит одноимённое название сказки Островского о холодной девочке. Как же называется опера? «Снегурочка».
Во время звучания каждый из вас может изготовить соломенную куколку и загадать ей желание.
Приступаем к работе, слушаем и делаем.
Молодцы, все хорошо справились с заданием.
Вот и проводили мы с вами масленицу.
V) Подведение итогов.
Ребята, понравился вам праздник масленица? Что больше всего вам понравилось?
Что узнали нового?
Вы сегодня все хорошо поработали, и я вам всем ставлю «отлично».
VI) Домашнее задание.
Ребята, следующая неделя масленичная и поэтому домашнее задание задаю необычное, вам нужно сходить на театральную площадь и поучаствовать во всех праздничных гуляниях.
VII) Заключительный этап.
Вы все молодцы, большое вам спасибо.
Низкий народный поклон.
(Звучит песня «Прощай, прощай, прощай масленица».)