Цели урока:
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы “Южные материки”;
- развивать и прививать любовь к географии,
- воспитывать интерес к предмету, культуру поведения,
- развивать чувство коллективизма.
Оборудование:
- физическая карта мира;
- контурные карты южных материков;
- кроссворды, нарисованные на доске;
- карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организация на урок.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня у нас пройдет совсем необычный урок. Наш урок будет проходить в форме соревнования. Соперничать будут две команды по 6 человек, также им будут помогать болельщики. В ходе соревнований мы с вами повторим и закрепим знания, которые получили при изучении южных материков. Будьте внимательны! Желаю всем удачи!
3. Основная часть урока – конкурсы.
1)Первый конкурс “Разминка”
Учитель задает каждой команде по пять вопросов. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Какой океан “обманывает” своим названием?
- Как называется самая высокая вершина на Земле?
- Какой материк омывается водами всех четырех океанов?
- Какой материк самый жаркий на Земле?
- Какой материк самый влажный на Земле?
- Название какого океана говорит о его местонахождении?
- Как называется самая глубокая впадина в океане?
- Какой океан омывает все материки, кроме Австралии?
- Назовите самый холодный материк.
- Какой материк самый сухой?
2) Второй конкурс “Конкурс капитанов”
а) необходимо без подготовки, без запинки выговорить труднопроизносимые географические названия:
- -Как проехать в Корильяно-Калабро из Пьедимонте-де-Алифе?
- -Близок ли путь от Сан-Бенедетто-дель-Тронто до Кастельветрано?
- -Мечтаю побывать в Тируччирапалли и в Джамшедпури!
- -А как красивы Тируванантапурам и Шахджаханпур!
б) “Третий лишний”
Капитанам необходимо найти лишнее слово, и объяснить свой выбор.
- Нил, Амазонка, Эверест.
- Танганьика, Ньяса, Нигер.
- Алжир, Мали, Перу.
- Муррей, Конго, Косцюшко.
- Виктория, Эйр, Дарлинг.
- Бразилия, Колумбия, Ливия.
3) Третий конкурс “Разгадай кроссворд”
Командам необходимо написать по вертикали названия рек Африки так, чтобы по горизонтали получилось слово “реки”. Оценивается быстрота и правильность (2 балла)
4) Четвертый конкурс “Какой материк?”
Команды получают конверты с разрезанной на 10 частей контурной картой материка. Необходимо собрать материк и назвать его. Оценивается правильность и быстрота (2 балла)
5) Пятый конкурс “Восхождение на гору”
Участвует один человек от команды. Учитель называет номенклатуру Южных материков, учащийся находит и показывает на карте.
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдет на карте,
В путь, счастливого вам старта!
А) Индийский океан, Карибское море, остров Тасмания, мыс Альмади, Амазонская низменность, Большой Водораздельный хребет, влк. Килиманджаро.
Б) Тихий океан, Красное море, остров Мадагаскар, мыс Горн, пустыня Сахара, Драконовы горы, гора Аконкагуа.
6)Шестой конкурс “Конкурс болельщиков”
Учитель задает вопросы болельщикам. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
- Аборигены – жители какого материка?
- Как называется высшая точка материка Африка?
- Как называется самая длинная река мира?
- На каком материке находится эта река?
- Как называется высшая точка материка Южная Америка?
- На каком материке живет народ банту?
- Столица Австралии?
- Столица Алжира?
- На каком материке расположены горы Анды?
- Какая река дважды пересекает экватор?
- Как называются пересыхающие русла рек в Австралии?
- Как называется самая полноводная река мира?
- Коала – обитатель какого материка?
- На каком материке живут пигмеи?
7) Седьмой конкурс “Кто больше морей знает?”
Команды по очереди называют моря нашей планеты. Какая команда назовет море последней, та и получит 1 очко.
4. Подведение итогов конкурса.
5. Подведение итога урока.
Используемая литература:
- Крылова О.В. Интересный урок географии. – М.: Просвещение, 2000
- Крылова О.В. Дидактические материалы по географии материков и океанов. М.: Просвещение, 1996
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс: учебник/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2007
- По материкам и океанам. Книга для чтения по географии материков и океанов/ сост. Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова – М.: Просвещение, 1988