Открытый урок в 6-м классе. Тема: "Нахождение дроби от числа"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока:
Образовательные: закрепить правило нахождения дроби от числа, развивать умение решать задачи на нахождение дроби от числа;
Воспитательные: в процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма;
Развивающие: развитие математической речи,  развитие познавательного интереса.
Оборудование: рисунок, карточки, магнитная доска, рейтинговые карточки

Ход урока

1.Устная работа-10 мин
Учитель: Как найти дробь от числа?

Все: Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить

Учитель: посмотрите на рисунок:

Рисунок 1

Протяженность нашей деревни 40 км.  На некоторых участках деревни установлены рекламные щиты, на каждом надо сделать указатель достопримечательности, расположенной поблизости от него. Всего надо установить 10 рекламных щитов.
Чтобы правильно разместить щиты,  надо посмотреть на каком расстоянии от начала маршрута находится объект. Например, известно, что магазин находится на расстоянии 9/10 от начала маршрута. Значит найдя 9/10 от 40, т.е. получив 36 можно было поставить рекламный щит около указателя расстояния, равного 36 км. Такого щита пока нет. Но есть много других. Вам их сейчас нужно установить. Класс разбивается на 2 группы.
5 щитов одной группе и 5 щитов другой группе, по очереди выходим, считаем, устанавливаем.
4/5-жилые дома, 7/8- сад, 7/10- магазин, 3/5- мост, 1/2- река, 1/10-детская площадка, 1/8- огороды, 1/5- школа, 1/4- детский сад, 3/10- сарай

2. Работа в группах-5 мин
А) Каждой группе дается карточка с 5 примерами. Распределите, кто какой пример решает. Главные консультанты групп проверяют и оценивают.
1 гр. Вычисли 3/4 от 12; 3/5 от 25;  7/8 от 32;  2/3 от 1,5; 0,7 от 42
2 гр. Вычисли 5/6 от 18; 1/6 от 24; 6/7 от 42; 5/8 от 28/5; 0,3 от 14

Б) Задачи-10 мин
Каждой группе дается 1 задача. Обсуждаете в группе, один ученик идет к доске и объясняет решение
1 гр. Папа получает 1876 рублей, мама 924 рубля. На продукты наша семья тратит 55% всех денег, на оплату коммунальных услуг 15%. Какая сумма остается на другие расходы?
1876+924=2800 руб
55+15=70%
2800х 0,70=1960 руб
2800-1960=840 руб.

2 гр. Папа получает 1200 рублей. В месяц на питание мы тратим 80% папиной зарплаты. Я прошу купить мне плеер на оставшиеся деньги, который стоит 260 рублей. А мама говорит, что у нас осталось только на сапожки для сестры за 240 рублей. Права ли мама?
1200х0,80=960 рублей
1200-960=240 рублей

3. Физкультминутка-5 мин
На каждое число больше 6 - руки поднимаем вверх
На каждое число меньше 6 - руки опускаем вниз,
А если число делится на 6 - руки на пояс
6; 4; 2; 9; 7; 24; 3; 18; 1; 6; 8; 12; 37; 54

4. Самостоятельная работа-8 мин
Настало время проверить, как каждый сам умеет решать задачи. На карточках 3 задания. Предлагается решить только одно задание с карточки. Оценивание работы будет следующим:
задание №1 на "3"
задание №2 на "4"
задание №3 на "5"
"3" а) В школе 360 учащихся. Из них 4/9 составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?
360х4/9=160 мальчиков

Б) В зернохранилище 4800 тонн зерна, 3/8 которого пшеница. Сколько тонн пшеницы в зернохранилище?
4800х3/8=1800 тонн пшеницы
"4"  В книге 180 страниц. Миша прочитал 30% всей книги, а Коля 1/3. Кто прочитал больше?
180х0,30=54 (стр) прочитал Миша
180х1/3=60 (стр) прочитал Коля
Коля прочитал больше

"5" Запланированный на три дня путь туристического отряда 36 км.
В 1 день пройдено 2/9 всего пути, а во 2 день 30% всего пути. Сколько километров прошел отряд в 3 день?
36х2/9=8 (км) в 1 день
36х0,3=10,8 (км) во 2 день
36-(8+10,8)=17,2 (км) в 3 день
Кто справится с заданиями раньше, сдает листок с решениями консультанту

5. Подведение итогов-2 мин
Консультанты каждой группы подсчитывают баллы у каждого члена группы и сдают рейтинговые листы учителю, который выставляет уже итоговую оценку в журнал.
Поблагодарить за урок. Домашнее задание: дидактический материал стр.11  №113, №114, №115
Дополнительно:  1) Найдите дробь от числа
2/3; 0,5; 7/12; 0,8; 20%; 50% от 60
2) Решите задачу: Карлсон полетел к Малышу, который жил от него в 60 м. Когда он пролетел 70% всего пути, выяснилось, что заглох моторчик. Сколько ещё ему останется пролететь до дома Малыша?

Рейтинговая карта

ФИО Устный счет
(10 б.)
Работа в группе  (5 б.) Решение задач (от 5 до 10 б.) Сам.работа
(5-10 б.)
         

Итого: 15-20 баллов  «3»
20-30 баллов  «4»
более 30 баллов  «5»