Химический КВН по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цели игры:

  • обобщить знания учащихся по теме;
  • стимулировать познавательную активность ребят;
  • развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение логически рассуждать, применять свои знания на практике;
  • воспитывать умение работать коллективно и работать с дополнительной литературой.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; магнитная доска с магнитиками, выполняющая роль экрана игры; карточки с заданиями; творческие работы учащихся; компьютер и мультимедийный экран.

Ход игры

Класс делится на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.

Учитель рекомендует дополнительную литературу, предлагает темы рефератов, вывешивает памятку с вопросами, на которые следует обратить внимание. (Приложение 1).

В классе выбираются помощники (жюри), которые помогут учителю следить за временем выполнения заданий и подведением итогов конкурсов (членами жюри могут быть и ребята из параллельного класса, и преподаватели, приглашенные на игру). Каждое правильно выполненное задание конкурса (кроме конкурса "Разминка"), оценивается в 5 баллов, дополнение - 1 балл.

Каждая команда садится на отведенное ей место во главе с капитаном. На магнитной доске фотография Д.И.Менделеева, а по ходу игры вывешиваются названия и эмблемы команд. На экране фиксируются результаты каждого конкурса, из чего к концу урока можно будет сделать вывод о затруднениях в прохождении темы, это поможет учителю устранить пробелы в знаниях.

Учитель: В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано гениальным русским ученым Д.И.Менделеевым. Чтобы сделать какое-нибудь открытие, ученый должен обладать очень мощным личностным фактором, который у Менделеева был очень высок. Это и энциклопедичность знаний, и уникальное умение обобщать факты, гениальное предвидение, и оправданный научный риск, и многое-многое другое, что составляет менталитет истинно русского ученого. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений - периодического закона Д.И.Менделеева.

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использованию их на благо человечества. Многие химики предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы и их свойства, основываясь на периодическом законе,

Да, мы не раз географа помянем,
Что шел тайгой в былые времена,
Давал названья рекам безымянным,
Придумывал для сопок имена.
Но во сто крат открыл закон важней
Тот химик, что немалый труд вложил
И имена планет, богов, стран и людей,
В одной таблице навсегда объединил.

Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнить между собой, но законы сравнимы по самому главному - по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Мы начинаем нашу игру. В добрый путь и в добрый час.

Конкурс "Приветствие".

Во время этого конкурса каждая команда должна представить свое название, девиз и эмблему. ( Название и эмблему прикрепляем к магнитной доске, члены жюри подводят итоги и результаты вносят в таблицу под названием каждой команды)

Конкурс "Домашнее задание".

3 человека (по 1 от каждой команды) выступают с рефератами, подготовленными заранее и по желанию. Оценивается краткость, лаконичность и научность выступления (максимальное время - 5 минут).

Конкурс "Разминка".

Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее поднял руку. За правильный ответ - 3 балла, за дополнение - 1 балл.

Кем и когда был открыт периодический закон? (Д.И.Менделеевым, в 1869 г.)

В каком году и где родился Д.И.Менделеев? (8 февраля 1834 года в г. Тобольске).

Кто были его родители? (отец - Иван Павлович был директором гимназии в Тобольске; мать - Мария Дмитриевна управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска).

Каково происхождение фамилии Менделеева? ( эта фамилия дана отцу, когда он что-то выменял, по созвучию "мену делать" - Менделеев).

Где учился Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось? ( в медико-хирургической академии г. Петербурга, хотел стать врачом, но не выдержал посещения анатомического театра, поэтому о карьере врача пришлось забыть).

Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге, с золотой медалью).

В каком возрасте Менделеев сделал свое великое открытие? (ему исполнилось 35 лет).

Кем и где работал Менделеев во время своего открытия? (управляющий Главной палатой мер и весов).

В каком году и по какой причине Менделеев скончался? ( 2 февраля 1907 года от воспаления легких).

Как читается периодический закон по Менделееву? (Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов).

Какова современная формулировка периодического закона? (Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от величины зарядов их атомных ядер).

Наличие каких частиц подтверждает современную формулировку закона? (Изотопов - разновидностей атомов одного и того же химического элемента, имеющих одинаковый заряд ядра, но разное массовое число).

Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете? (Галлий, открытый в 1875 году - это предсказанный Менделеевым "экаалюминий"; скандий, открытый в 1879 году - это "экабор"; германий, открытый в 1886 году - это "экасилиций").

В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов? (Плавного - в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем энергетическом уровне, а скачкообразного - в появлении нового энергетического уровня при переходе от одного периода к другому).

В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности? (Периодический закон и периодическая система позволили: предсказать и описать свойства, указать путь открытия еще неоткрытых элементов, в том числе трансурановых; предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о строении вещества; открытию радиоактивных изотопов, широко используемых в современной технике, сельском хозяйстве и медицине:).

Конкурс "Расскажи мне обо мне".

Капитаны команд выходят к доске и выбирают карточку с заданием. (Карточек больше чем команд, для того, чтобы был равный выбор у каждой).

Дать характеристику элементу № 11

Дать характеристику элементу № 12

Дать характеристику элементу № 15

Дать характеристику элементу № 16

Дать характеристику элементу № 17

План составления характеристики элемента.

Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса, группа, подгруппа, период (физический смысл).

Строение атома.

Принадлежность к классу: металл, неметалл, переходный элемент.

Способность атома элемента к принятию или отдаче электронов и в образовании ионов.

Пока команды коллективно выполняют задание, капитанам дается задание, которое оценится в следующем конкурсе. Пока капитаны рассаживаются и получают задания, команда готовится отвечать, пока команды отвечают - готовятся капитаны.

Конкурс Капитанов.

"Кто быстрее". Капитанам дается листок с заданием. Необходимо как можно быстрее определить тип связи в данных веществах и передать его для проверки в жюри. (м - металлическая; к.п. - ковалентная полярная; к.н. - ковалентная неполярная; и - ионная.

Al, NH3, HF, H2S, CuO, Na2O, Ar, CO2, Cl2, AgNi - сплав.

"Мои соседи". Необходимо указать знаком > ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расставлены знаки.

Ca Mg Ga
Na Mg Al Se Ca K Mg Al Si
Be Sr B

Конкурс "Лингвистический".

Пока капитаны выполняют свои задания, команда получает анаграммы и метаграммы.

Анаграмма - перестановка букв в словах с образованием нового слова.

Горючий продукт я.
"Живу" на болотах.
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок ее быстрый -
И все изменилось:
Я стал элементом,
Так чудо свершилось!
(ТОРФ - ФТОР)

Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая - в опытах очень значима.
Вторая - сосуд для хмельного вина.
(КОЛБА - БОКАЛ)

Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Первое слово - фигура одна,
Всего в ней, заметьте, - четыре угла.
Слово второе сумейте собрать, -
Зловонную жидкость вам надо назвать.
(РОМБ - БРОМ)

Метаграмма - задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получаем новое слово.

Я иду, иду, иду,
С места все же не сойду.
Но если первый слог отставить
И другой туда поставить,
То смогу для вас, к примеру,
Узнавать веществ я меру.
(ЧАСЫ - ВЕСЫ)

Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(ТИТАН - ТИРАН)

Вот два элемента химических
В матаграмме я вам загадал:
С Х - элемент металлический,
А с Б - я уже неметалл.
(ХРОМ - БРОМ)

Подводятся итоги последних трех конкурсов: ("Расскажи мне обо мне", "Капитанов", "Лингвистического")

Конкурс "Что в имени моем?".

Какие химические элементы названы в честь ученых, городов, стран и континентов, в память успехов астрономии? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем (5 мин.): кто назовет больше элементов за отведенное время? (Приложение 2). (За каждый правильно названный элемент - 2 балла.)

Жюри подводит итоги этого конкурса и итоги всей игры. На экране показываются итоговые таблицы каждой команды с результатами. (Приложение 3). Победившая команда награждается. Всем учащимся ставятся оценки.

Учитель: я благодарю всех ребят и членов жюри за участие в игре. Нами была проделана большая предварительная работа: изучено много фактов биографии Д.И.Менделеева, подготовки создания и самого создания периодического закона. Особо хочу отметить капитанов команд и наших докладчиков, ими были выполнены сложные задания и довольно успешно.

Сначала каждому из участников оценки выставляет команда, а потом, выслушав представителя каждой команды, оценки ставит учитель.