Цель: Формировать целостное представление о России, об особенностях природы и населения в современном мире.
Задачи:
Образовательные:
- Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;
- Ознакомить с этнокультурой народов России.
Развивающие:
- Продолжать формировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.
Форма организации урока: групповая.
Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.
Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения".
Урок сопровождается презентацией (приложение 3).
Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.
Оборудование:
- учебник по географии И.И. Баринова "География. Природа России" 9 класс,
- атлас,
- физическая карта России,
- карта народов России,
- опорные конспекты,
- краткие тезисы по культуре народов,
- энциклопедии,
- справочный материал,
- мультимедиа.
Учитель:
Перелет с Камчатки до Москвы составляет 9 часов.
Какая же она огромная, наша Родина!
В начале 19 века выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России:
"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, холодными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Московию?"
Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьев, высказал свою точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. Однообразие природных форм:"
Что общего в этих высказываниях? (Предполагаемый ответ: высказывания о России).
Чем они отличаются? (Предполагаемый ответ: одно высказывание о разнообразии России, другое высказывание об однообразии России).
Вы абсолютно правы. В этом и заключается противоречие.
Так какая же она, Россия?
Это главный вопрос нашего урока, ответ на который нам предстоит дать.
Вспомним, какие факторы влияют на природу любой страны?
(Предполагаемый ответ: - размеры территории государства);
(Предполагаемый ответ: - географическое положение).
По данным позициям дадим характеристику природе России.
- Какова площадь территории России? (Предполагаемый ответ: 17,1млн. км?).
- В каких климатических поясах расположена наша страна? (Предполагаемый ответ: в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном).
- На что оказывает влияние разнообразие климата? (Предполагаемый ответ: на разнообразные природные зоны).
- Дайте характеристику рельефу? (Предполагаемый ответ: разнообразный рельеф - обширные равнины, горы различные по высоте).
К какой точке зрения вы больше склоняетесь? (Предполагаемый ответ: природа России разнообразна).
Есть еще одна ценность в России - это люди, население.
Познакомимся с национальным составом населения России и его культурой.
Для работы вам предложены логические опорные конспекты, в которых вы будите записывать информацию (Приложение №1).
Обратимся к данным последней переписи, проходившей в 2002 году, сколько народов проживает на территории нашей страны? (Предполагаемый ответ: 192 народа). Запишите в ваши конспекты.
Откройте учебник 6 страницу 34, ответьте на вопрос - чем отличаются каждый из народов? (Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).
- Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи).
- Семьи делятся на языковые группы. По таблице 10 учебника страница 36, выделите самую многочисленную группу и крупнейший народ? (Предполагаемый ответ: славянская группа, русский народ). Запишите в конспект.
- Вывод о национальном составе населения России? (Предполагаемый ответ: Россия - многонациональное государство).
Ведь не случайно флаг России - бело-сине-красный. Почему Петр I выбрал эти цвета доподлинно неизвестно. В конце XX века стал очевиден символический смысл флага.
Красный цвет - имел сакральное (лат. "священный") значение у славян.
Синий, цвет вечного неба, - священный для тюркских и монгольских народов.
Белый, цвет снега, - традиционный для народов уральской семьи.
Славяне, тюрки, финно-угорские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп - лишь 5%.
Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной этнической картой.
Предлагаю вам создать этническую карту некоторых народов, проживающих в России.
1 группа создает образ культуры русского народа, проживающего повсеместно, хотя исконно русские области - Европейский Север, Северо-Запад, центральные районы России.
2 группа - образ культуры народов Северного Кавказа.
3 группа - создает образ культуры коряков, как самого многочисленного народа северо-востока России, проживающего на моей Камчатке.
Для работы вам предложены атласы, энциклопедии, справочный материал и приложение 2. (В приложении 2 предложены краткие тезисы по культуре народов для каждой группы).
План работы в группах:
- Используя атласы, оцените природные условия данной территории, которые повлияли на образ жизни народов;
- Охарактеризуйте культуру народов:
- Жилище
- Традиционная кухня
- Одежда
- Народные промыслы
- Национальные праздники.
- Найдите в художественных произведениях отрывки, отражающие природу или культуру народов данной территории.
- Покажите наглядно образ изучаемого народа.
Время работы в группах 5-7 минут.
Напоминаю правила работы в группах:
Изучите материал, обсудите ответ и зафиксируйте его в таблице, выберите выступающего для отчета. Начинам работать.
Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняйте таблицу.
Выслушав отчеты каждой группы, какой можно сделать вывод о культуре народов России? (Предполагаемый ответ: культура народов России разнообразная).
Вы сейчас создали образы культуры народов только трех территорий. А представьте, если бы мы составили этническую карту всех народов нашей страны?
А что нас всех объединяет? (Предполагаемый ответ: русский язык).
"Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч:"
Так какая же она, Россия?
Подведем окончательный итог в виде пятистишья "синквейна":
- 1 строчка - существительное, отражающее тему урока
- 2 строчка - 2 прилагательных, характеризующих Россию
- 3 строчка - 3 глагола, ваши чувства к России
- 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- 5 строчка - синоним из одного слова, которое передает суть темы
Совместными усилиями мы получили ответ:
- Россия
- Разнообразная, многоликая
-Верю, надеюсь, люблю
- Я люблю тебя Россия
- Родина (Отечество, Отчизна).
Сегодня на уроке каждая группа по-своему представила культуру народов.
Домашнее задание: на следующих уроках вы будите продолжать изучать тему "Население России", а на дом хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать природные условия и культуру народов.