Урок географии на тему "Образование почв и их разнообразие"

Разделы: География


Задачи:

  • формировать понятие «почва», раскрыть значение почв в природе и жизни людей;
  • показать научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева;
  • познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
  • изучить структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу;
  • развивать навыки самостоятельного анализа предложенных источников информации.

Оборудование: учебник 8 кл., атласы, почвенная карта России, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организация начала урока

Приветствие. Посадка. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока

Мы начинаем изучать новую тему «Почвы и почвенные ресурсы». Сегодня рассмотрим тему «Образование почв и их разнообразие». Слайд №1 Приложение 1

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Изучение новой темы следует начать с систематизации ранее усвоенных знаний о почве. Вопросы для беседы по опорным знаниям:

- Что такое почва?

- Из каких частей она состоит?

- По каким признакам различаются плодородные и неплодородные почвы?

- Какие мероприятия проводятся с целью повышения плодородия неплодородных почв?

III. Получение новых знаний.

Рассказ заранее подготовленного ученика о развитии русского почвоведения и о вкладе В. В. Докучаева в науку о почвах.

«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в
течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Слайд №2  Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

Слайд №3  К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа.

В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

-Какой вывод можно сделать о вкладе В.В.Докучаева в науку почвоведения?

 Слайд № 4   В. В. Докучаев доказал, что:

  • почвы распределяются закономерно
  • определил почвообразующие факторы
  • почва обладает свойствами живой и неживой природы
  • почва обладает плодородием

Слайд № 5   Что такое почва? Почва - это тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием (запись в тетрадь)

Слайд №6 «Условия почвообразования»

Почва образуется в течение длительного времени из поверхностных слоев горных пород под совместным воздействием рельефа, климата, воды, животных, растений, микроорганизмов и деятельности человека. (запись в тетрадь)

Процесс почвообразования начинается с физического и химического выветривания горных пород. При физическом выветривании породы разрушаются, измельчаются, но это еще не почва. Только с появлением жизни на Земле началось почвообразование. Таким образом, особая роль принадлежит биологическому выветриванию.

- Какова роль микроорганизмов?  (ответы учеников) Бактерии, микроскопические водоросли, грибы разрушают горные породы, изменяют их химический состав, выделяя в процессе жизнедеятельности кислоты и другие вещества, а также ускоряют реакции разложения органических остатков животных и растений на минеральные вещества.

- Растительного мира? (ответы учеников)  Растительный опад, попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

На плодородие почвы оказывает влияние климат: количество солнечного тепла, поглощенное поверхностью, годовое количество, режим и виды осадков, увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

- Какое влияние оказывают животные на почвообразование? ( ответы учеников) Землерои, дождевые черви, муравьи, беспозвоночные - разрыхляют и удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Разрыхлением животные способствуют проникновению в почву воздуха, влаги и лучшему её нагреванию.

Конечный этап почвообразовательного процесса в течение длительного геологического времени характеризуется накоплением почвенного перегноя (гумуса), количество которого в почве определяет её плодородие.

Известно, что все почвы можно разделить на две группы - плодородные и неплодородные.

- Какие почвы в России являются самыми плодородными? (черноземы степей)

- К неплодородным почвам относятся? (подзолистые почвы лесной зоны).

Слайд №7 Докучаев утверждал, что «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Слайд №8  До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт - гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозем, бурозем, серозем). Докучаев ввел такие названия, как луговые почвы, солонцы и т. д. Он доказал, что при формировании почв образуются почвенные горизонты, которые характеризуют строение почвы. Различные типы почв, как правило, имеют сходный почвенный профиль, состоящий из четырех почвенных горизонтов.

Горизонты связаны между собой перераспределением веществ и влаги. Они отличаются друг от друга окраской, структурой, химическим составом. На схеме они обозначаются латинскими буквами: А1 - горизонт перегноя (гумуса), А2 - горизонт вымывания, В - горизонт вмывания, С - почвообразующая горная порода.

Слайд №9  Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

(С краткой характеристикой почвенных горизонтов ученики знакомятся, используя раздаточный материал «Строение почвенного профиля»)

После этого можно задать учащимся несколько вопросов на повторение.

- Из каких горизонтов состоят почвы?

- По какому признаку их можно различить на почвенном профиле?

- Как образуется гумус?

- От чего зависит его мощность?

- Какие почвообразующие процессы происходят в горизонтах вымывания и вмывания?

Слайд №10  Классификация почв по структуре и составу. Объяснение учителя с опорой на знания учащихся (Пояснения к схеме опорного конспекта)

Почвы могут быть структурными и бесструктурными.

Структурой почвы называют различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены почвенные частицы. Диаметр почвенных комочков структурной почвы в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру, таковы, например, черноземы. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Часть воды по мельчайшим порам проникает внутрь комочка. Почвенный раствор обволакивает их, прочно прилипает, не стекая. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений.

Бесструктурные почвы состоят из пылеватых частиц с диаметром от 0,001 до 0,5 мм. Это малоплодородные почвы, так как во время дождей они образуют мелкую, вязкую массу, в которую очень медленно проникает воздух. После высыхания на поверхности почвы образуется плотная корка, которая препятствует поступлению воздуха и влаги к корням растений и тем самым замедляет их рост и развитие.

По механическому составу почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные.

Глинистые и суглинистые почвы являются влагоемкими, они содержат достаточное количество элементов питания. Эти почвы по своим физическим свойствам наиболее благоприятны для земледелия.

Песчаные почвы бедны гумусом, маловлагоемкие и хорошо водопроницаемые; супесчаные — обычно бесструктурные, бедные гумусом и элементами питания. Такие почвы требуют улучшения физических и химических свойств при использовании в земледелии.

По химическому составу почвы делятся на кислые, нейтральные и щелочные. Наиболее благоприятны для растений нейтральные почвы. Для того чтобы понизить кислотность почв, необходимо вносить в них известь. Щелочные почвы восстанавливаются гипсованием.

IV. Закрепление материала.

- Что такое почва?

- Чем почва отличается от горной породы?

- Как почвы различаются по механическому составу?

- Как почвы различаются по структуре?

- Какие компоненты природы принимают участие в формировании почв?

- Докажите, что, геологическое время - важный почвообразовательный фактор.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 15