Цели урока:
- познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [Щ] как о глухом мягком непарном звуке;
- формировать навыки чтения, работа с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.
Оборудование: наглядный материал с изображением Емели, щуки, леща, дворца, карточки с записями слогов, сигнальные карточки синего зелённого, красного цвета, карточки с цифрами "1", "2", "3".
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний.
- Дорогие ребята, каждый из вас хорошо знает сказку "По щучьему веленью", а сегодня мы попробуем сами сочинить новую сказку и назовём её "По-щучьему веленью - Емеля на уроках чтения". Насколько активно вы будете участвовать в этой сказке, настолько она получится интересной.
Повторение пройденного материала.
-Как вы помните, ребята, сказка закончилась такими словами:
":Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец".
А вот и нет, ребята, сказке не конец. Слушайте начало новой сказки.
"Узнала Марья царевна, кто ему помогает и говорит "Хочу, что бы твоя щука у нас во дворце жила, в аквариуме и исполняла все мои капризы. Даю тебе три своих желания. Если их не исполнишь - не будешь со мной жить во дворце".
Вышел Емеля в самую большую, высоченную и тёмную комнату и как крикнет: "По - щучьему веленью, по моему хотенью, выходи щука ко мне! Щуки нет, а кто-то отвечает: "мне-мне". Он опять: "Выходи!" Кто-то кричит: "ди-ди- ди". Не поймёт Емеля кто это".
-Ребята, как вы думаете, кто это дразнится? (это- эхо)
Повторение предыдущего урока, слов на букву Э.
-Эхо(анализ первого звука).
-Какой первый звук? [э].
-На письме обозначается буквой - "э".
-Охарактеризуйте её (гласная первого ряда).
Основная часть.
1. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.
"Пошёл Емеля сам искать свою щуку. Пришёл опять на речку, подошёл к проруби, засучил рукав, опустил в прорубь руку и кого-то поймал."
-Кого - же, ребята, поймал, угадайте?
Повожу в воде рукой
И поймаю щуку
Ох, поймался в руки:(лещ)
Нет царевны щуки.
Сказал тогда Емеля: "Что ж сгодится на уху, иль пожарю, иль сварю".
Давайте "почистим леща, разберём по косточкам" - т.е. сделаем слога - звуковой анализ слова "лещ".
-Сколько слогов? (1)
-На какой звук падает ударение? (Э)
-Составим схему: произносим каждый звук и составляем схему на наборном полотне, проверяем себя по схеме учебника (Работа с сигнальными карточками с места)
2. Постановка темы урока.
-Выделим последний звук в слове "лещ" (щ - щ - щ).
Вывод: согласный, шипящий, глухой всегда мягкий. Звук (щ) на письме обозначается буквой "Щ, щ". Это и есть тема сегодняшнего урока: "Буква Щ, щ".( Показ образца на доске и в учебнике).
-На что похожа буква Щ? (Чтение стихотворений про букву).
На расчёску Щ похоже.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
3. Чтение слогов и слов с доски со звуком[ Щ].
ща | щи | щенок | щёки | щука |
щу | щи | щётка | овощи | плащ |
Работа с карточками "1", "2", "3".
-Сколько гласных в слове? (Учитель показывает на слово - дети соответствующею карточку с номером).
-Прочитайте слова с 1 слогом, с 2-мя слогами, с 3-мя слогами.
4. Чтение слов и стихотворений с учебника "Азбука" с.187
Вернёмся к нашему Емеле.
"Опустил опять Емеля руку в прорубь, поймал щуку, стал тянуть и приговаривать":
-Что же приговаривал Емеля? Это мы узнаем на с.186 "Азбуки"
5. Чтение скороговорок:
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу.
Щуку и леща в роще не сыщешь.
Задание: подчеркнуть сочетания щу, ща
-Запомни правило на следующей странице учебника с.188
-А я вам прочитаю стихотворение на это правило.
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой у
Чушка, щучка, укачу,
И лечу, кричу, свищу.
Ча и Ща, Ча и ЩА-
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча-
С буквой а и Ча и Ща.
"Вытащил Емеля щуку из речки. Говорит он ей: "Пойдём ко мне жить. Будешь жить в королевском аквариуме, и исполнять наши желания". Вот исполни пока три желания Марьи-царевны".
А щука отвечает: "Жить я к тебе не пойду и исполнять ваши желания не буду. Делай всё сам!" И ускользнула из рук Емели опять в воду, и стала жить-поживать у себя на дне морском".
6. Работа с сюжетной картинкой учебника на с. 186-187
-Посмотрите ребята, на картинку и вы увидите, чем же щука на дне морском занимается. Ответьте на вопросы:
-Что на голове у щуки? (колпак)
-Что лежит перед щукой? (волшебная книга)
-Что делает щука? (читает волшебную книгу)
-Наверно, говорит какие-то заклинания волшебные.
Составление предложений.
Одела щука свой колпак. Взяла свою волшебную книгу. Открыла её. Стала щука читать свои заклинания.
-Что раньше делал Емеля? (лежал на печи)
-Какой был Емеля? (ленивый)
-Кто за него всё делал? (щука)
-Теперь, когда щука ему отказалась помогать, он решил обратиться к вам ребята:
"Ой, ребятки, помогите,
И три желания исполните
Не хочу я жить в избе,
А хочу жить во дворце".
-Поможем? (поможем)
7. Работа с учебником: с. 188 чтение загадок.
"Первое желание: " Принеси мне, Емеля, витамины"
-Какие же, ребята, витамины? А отгадка в учебнике на с. 188.
Первая отгадка - морковь. Медики всегда славили морковь . В моркови содержится витамин А, улучшающий зрение.
Вторая отгадка - лук. Лук - витамины С, Б, эфирные масла, которые убивают микробы. В старину разрезали луковицы пополам и ставили в разных местах комнаты с тяжелобольными людьми. Запах лука убивал микробы.
Третья отгадка- капуста. Пифагор уверял, что капуста придаёт человеку бодрость и хорошее настроение. Также капуста великий борец с микробами.
Четвёртая отгадка - репа. В репе очень много сахара и витамина С, очень полезного для организма.
8. Работа с дидактическим материалом.
"Второе желание: "Привези, Емеля, дрова".
Дрова не простые. Есть начало полена и конец. Необходимо их сложить, чтобы можно было увезти домой.
щу | ка | ро | ща |
щёт | ка | пи | ща |
щеп | ка | ча ща |
"Устал Емеля, решил он о тдохнуть, на пригорке".
-Нет, Емеля, неправильно отдыхаешь. Как мы отдыхаем? (Проводим физминутку). Угадайте загадку, досказав словечко:
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой: (щётки)
-Какие ещё бывают щётки мы узнаем из стихотворения на с. 189 учебника
9. Чтение и проведения физминутки по этому стихотворению:
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
"А тем временем, пока Емеля находился у нас на уроке, во дворце в самом тёмном углу дворцовой комнаты происходила такая история .Какая же?"
10. Чтение стихотворения по учебнику с.189 про щенков. Разбор стихотворения, выделения главной мысли. Подчеркнуть слова с буквой "Щ."
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
Да у щётки половой
Палка есть над головой
Палка щёлк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.
11. Чтение третьего задания.
"Третье задание найдёшь на с.189 учебника "Азбуки".
На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего нужны они.
Итог урока.
-Молодцы, ребята, выполнили все задания Марьи- царевны. Теперь Емеля может идти к себе во дворец.
Вот такой у нас получился урок-сказка.
С какой буквой мы познакомились на уроке? С буквой Щ, щ.
А теперь я узнаю, понравилось вам на уроке-сказке. Вы на своих карточках с изображением человечка, нарисуйте улыбку, если вам понравилось, а если не понравилось, то уголки губ опустите вниз.
- Урок окончен. До свидания!