"Великий квадратик не знает
пределов".
Японская народная пословица.
Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка. Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка!
Для занятия нужна только бумага и мои знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.
Оригами - коллективное творчество, работая вместе, дети сделают множество интересных композиций, оригами не требует больших материальных затрат. Для занятий оригами нет возрастных пределов, не требуется особых способностей - получается у всех. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.
Новый для отечественной педагогики предмет "оригами" предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для детей занятия с целью развития у них целого комплекса навыков и способностей.
Методическая литература предлагает начинать занятия оригами с детьми 5-6 лет, но я поняла, что можно начать работу с детьми трех лет.
Набирая детей во вторую младшую группу, моей целью было - снизить адаптацию детей к новым условиям. Старалась узнать о наиболее характерных особенностях поведения и интересах детей. Меня интересовал общий эмоциональный фон и уровень контактности. Эти сведения имеют большое значение и помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку. При построении предметно-развивающей среды опиралась на главные критерии - комфортность, доступность, соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей. При организации среды я постаралась обеспечить возможность для реализации права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающим. Необходимо, чтобы ребенка окружал стимулирующий его развитие материал. Здесь огромный простор для фантазии и умелых рук воспитателя, я чувствую себя дизайнером. Умение шить, вязать, мастерить очень помогает мне в работе.
Чтобы привить интерес детей к оригами, был оформлен уголок под названием "Чудо-квадратик", где ребенок мог сделать первые шаги на пути овладения удивительным искусством оригами. Моя задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторга. Но моим маленьким детям страшно было взять в руки лист бумаги и сделать с ним что-нибудь.
Ознакомление со свойствами бумаги как материала - вот с чего я начала. Свойства бумаги как материала.
Чтобы лучше узнать свойства бумаги, я предложила детям рассмотреть несколько видов, не акцентируя своего внимания на названии.
Писчая:
- тетрадная;
- блокнотная.
Бумага для печати:
- газетная;
- книжно-журнальная;
- обойная.
Чертежно-рисовальная:
- ватман;
- калька;
- миллиметровка.
Оберточная:
- металлизированная;
- жиронепроницаемая;
- парафинированная.
Крашеная:
- глянцевая;
- гофрированная;
- бархатная;
- шагреневая.
Переводная:
- копировальная.
Впитывающая:
- промокательная;
- салфеточная.
бумага узкого назначения:
- наждачная;
- фотографическая;
- светонепроницаемая;
- медицинская.
Картон.
Попробовали проделать с бумажным листком ряд опытов. В результате механического воздействия увидели, что бумага:
- сминается;
- рвется;
- сгибается;
- скручивается;
- разрезается;
- соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается);
- горит;
- впитывает воду;
- окрашивается.
Навыки работы преподносила в сказочной форме. На следующем занятии пришел в гости "Квадратик".
"Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я - Квадратик не простой. Все называют меня чудесным. А знаете почему? Я умею творить чудеса, могу свершать разные превращения. Могу стать цветочком или звездочкой, самолетиком или корабликом, зайчиком или лисичкой, и еще я могу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы мальчикам и девочкам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик могут стать волшебниками и научиться превращать простой на вид квадрат в любую фигуру. Но для этого надо постараться и быть очень внимательным. Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. А помогают мне в этом книги и рассказы детей и взрослых".
Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят!
Не редко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается таким простым и очевидным для взрослого приемом тоже надо учиться. В трехлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятие дома. Ребенок должен получать радость от занятий, радость оттого, что у него все получилось. Поэтому, сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок. "Здравствуй! Давай дружить! Во что мы будем делать?". Дети, проговаривая эти реплики, вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.
Известно, что совсем маленькие дети быстро отвлекаются, их внимание не устойчиво, не умеют долго сосредотачивать свое внимание на одном объекте или действии.
Процесс изготовления поначалу интересовал не всех малышей. Интерес к изготовлению пришел после рассказывания и показа сказки "Теремок". Персонажи сказки были выполнены в технике оригами. Для детей это было необычно. После сказки я взяла в руки квадратик оранжевого цвета и сделала лисичку. Так и возник интерес к изготовлению. Дети подходили к столу, брали квадратик и неумело пытались его сложить. Так постепенно мы начали постигать оригамскую грамоту - отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, подробно объясняя. Малышам необходимо постоянное поощрение и поддержка, по началу я даже намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше. Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях.
После этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, это способствует успешному усвоению материала. Не возможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления. Чтобы правильно подобрать подход к каждому ребенку я обращаюсь к рекомендациям педагога-психолога.
Продумывая свои занятия, использую технологию дифференцированного обучения, так как все дети в группе усваивают технику оригами в своем темпе. Чтобы отслеживать успехи детей, я завела "Дневник наблюдений", где после каждого занятия отмечаю для себя уровень усвоения знаний и в дальнейшем планирую индивидуальную работу. Дети разделены на подгруппы, по уровню развития. И для каждой подгруппы, по мере усвоения техники складывания бумаги, определяется дальнейшая работа. При подготовке к занятиям я также учитываю ведущий канал восприятия детей. Можно сколько угодно рассказывать и показывать таким детям, как Кате К. и Никите И., пока они не возьмут в руки бумагу и сами с ней не повзаимодействуют, результат может быть нулевым. Я не добиваюсь одновременного окончания работы всеми детьми в подгруппе. Дети, которые первыми справились с заданием, идут играть с игрушкой, сделанной своими руками. Сделанные малышами работы только хвалила.
Большое внимание на занятии отвожу игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка. Здесь я иду от интересов детей и их возрастных особенностей. К малышам чаще всего приходят персонажи сказок, дети с удовольствием помогают им.
Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребенка. Он нередко отождествляет себя с игрушечным персонажем, пытается представить себя лисичкой, зайчиком. Он разговаривает со своей игрушкой, рассказывает что-то о ней. Так рождается сказка. Мои дети учатся не только складывать, но и сочинять. В волшебном мире словотворчества и соединяются искусство складывания и искусство слова. Занятия становятся еще интереснее, когда я использую произведения русского фольклора. Например, сложив с детьми бумажного котенка, читаем русскую народную потешку "Как у нашего кота", это очень радует и веселит детей.
При рассказывании русской народной сказки "Колобок", "Репка", "Теремок" использую целый настольный театр, выполненный в технике оригами. Когда мои дети научатся делать разнообразные фигурки, они сами начнут создавать такой театр и разыгрывать небольшие спектакли.
Соединяя искусство слова и искусство складывания, я обучаю детей сочинять, творить. Это развивает у моих детей творческое воображение, его фантазию, художественный вкус. Игра с известными персонажами сказок стимулирует развитие речи у детей и их пространственное мышление. Воспитывает патриотизм и насущный интерес к русской национальной культуре.
На мир животных переносятся человеческие отношения - кто-то сразу приходит на помощь, а кто-то остается в стороне. Например, песенка-сказка:
Тили, тили, тили бом.
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.
Постепенно на основе таких песенок дети учатся сопереживать, общаться друг с другом, помогать в беде. В обучении такого рода помогают и игры. Одни развивают силу, ловкость, выносливость, другие - фантазию, воображение. Игры помогают ребенку научится преодолевать неудачи. Сказка же помогает ребенку научится противостоять злу, творить и верить в чудеса. Использование произведений русского фольклора делает занятия еще более интересными.
Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с разными фобиями. Например, Максим Н. боится волка. Предлагаю ему вместе сложить фигуру волка методом оригами. Максим видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно смять и выбросить. Или поступить еще проще, развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчез.
Пока еще трудно говорить о стабильности результатов, но я считаю, что мои малыши способны к обучению техники оригами. Они научились проглаживать пальцами сгибы, продолжается работа по освоению базовой формы - "треугольник", то есть сложить квадрат пополам, линия сгиба должна пройти из угла в угол.
По результатам диагностики за первое полугодие повысились показатели не только по развитию речи, но и конструированию. Целью моей дальнейшей работы - научить разыгрывать не большие отрывки из знакомых сказок, имитировать движения, мимику. Интонацию изображаемых героев; обогатить речь детей, используя практически все части речи.
С помощью базовой формы дети складывают веселые мордочки зверюшек: лисички, собачки, кота и бычка. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.
Огромное влияние оказывает оригами и на развитие восприятия. С самого первого этапа работы ребёнку приходится сосредотачивать свое внимание на прочтение схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия - осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.
На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Своими пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.
И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная "копия животного или птицы - это образ", но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка.
Складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог. Помимо этого, оригами способствует активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями рук.
Родители воспитанников мои первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако, добиваться эффективных результатов в воспитании у малышей этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко "заражаются" теми интересами, которые свойственны родителям.
На первом родительском собрании я рассказала о своем увлечении оригами. Оформила выставку сказочных персонажей, выполненных в технике оригами.
Рассказала о значении оригами в развитии ребенка. Изготовление красочных поделок из бумаги, приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Бумага - доступный и универсальный материал для работы. Она широко применяется не только для рисования, в аппликации, но и в художественном конструировании.
Различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность их внешнего облика в преобразованной форме.
Оригами учит наблюдать, расширять круг познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки можно рассказать детям о птицах, животных, об обитателях морского дна, использовать книги, иллюстрации. Занятия оригами способствуют развитию координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость у самых неугомонных, и в то же время, их неуемная потребность в движениях, характерная для данного возраста, удовлетворяется через игры на самом занятии: "маршируют" в треуголках, "летают" на самолетах, соревнуются.
Оригами являются действенным средством для подрастающего поколения в познании окружающего мира и приобщении к народной культуре.
Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей оригами. Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: белую и цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, гуашь. Родители совместно с детьми изготавливали поздравительные открытки для мам, бабушек, пап, дедушек и братьев, поделки для конкурсов. Было видно, как дети стараются, выполняют работу с желанием. По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества.
Изучив и овладев некоторыми приемами техники оригами, я делюсь своим опытом с коллегами.
Провела консультацию на тему - "Использование оригами в развитии психологических процессов детей раннего возраста, цель которой являлась: расширить представления воспитателей о значении техники ригами в развитии детей. Мастер-класс - "Знакомство с условными знаками, принятые в оригами и основные приемы складывания", цель - показать практически использование условных знаков и основных приемов складывания.
Общаясь с бумагой, мои дети еще не понимают, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства - оригами.
Учатся творить, чтобы понимать творчество, красоту, и дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты: в науке и искусстве - истины, а в поведении - добра.
Главное - научить детей словотворчеству, развить их фантазию и воображение. Научить их радоваться и дарить радость другим!
Всех достоинств оригами не перечислить!