Урок этики по теме "Стать человеком — большая проблема"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: задуматься о цели своего существования, понять,что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми

«Человеком – быть трудно.
Стать человеком – большая работа».
Э. Межелайтис

Оборудование: магнитофон, г/з, тема, цветок, цветные карандаши, картина дерева, веселое и грустное выражение лица, высказывания великих людей, конвертик с корнем, листиком, яблоком.

Ход урока

Эмоциональный настрой на урок.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

I. Подводящий диалог.

– Дети, скажите почему некоторые люди обладают особой притягательной силой?

– Они прекрасны не только своим внешним видом, одеждой, но и чем-то еще?

– Как вы думаете для чего живет человек?

– Должна ли быть у человека цель жизни?

Человек поступает так или иначе в зависимости от того, какой целью в жизни он задался.

Кто-то ставит перед собой цель – поработить весь мир, и тогда он применяет насилие. Например, Гитлер во время 2 мировой войны. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, например, Иисус Христос. А кто-то вообще не задавался вопросом о цели своего существования. И тогда он проживает бесцветную, скучную жизнь, такой человек не знает как использовать ему свои знания и способности, которыми он обладает, куда направить свои усилия и, зачастую, сожалеет в конце жизни о бездарно потраченном времени.

А сейчас посмотрите на таблицу и ходом шахматного коня восстановите высказывание Межелайтиса, которое является темой нашего урока.

(Человеком быть трудно. Стать человеком – большая работа.).

II. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

Давайте сегодня постараемся все вместе искать ответ на этот вопрос.

Запись темы урока в тетрадь.

III. Чтение учителем рассказа Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле». (Хрестоматия по этике, стр.223).

IV.Последующая беседа.

– Что оставил на земле после себя старый человек?

– Что он делал всю жизнь?

– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?

– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»

– Что он понял?

Вывод: человек рождается не для того , чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке, в своих детях, в добрых делах, в труде.

В этом наше бессмертие. У поэта Р.Гамзатова есть такие слова:

«Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня пришла пора и вам задуматься над этим.

А теперь давайте обратимся к высказываниям мудрых людей, поэтов.

Жизнь – вот твое богатство,
Как проведешь ее, так и пройдет она.
Омар Хайям.

Пусть знает каждый –
Старец и юнец:
Жизнь дважды никому
Не даст Творец.
Фаррухи.

– Как вы понимаете эти высказывания?

Человек должен сам творить свою жизнь. Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте свой выбор: « творить свою жизнь или плыть по течению».

– Какие люди оставляют след в памяти человека?

(Люди, делающие добро другим, обладающие внутренней красотой.)

– Что же такое настоящая красота?

V. Инсценирование «Красивое и уродливое».

(А.Ф.Никитин «Граждановедение» 5 класс, стр 50).

– Что такое настоящая красота?

– Что такое настоящее уродство?

VI. Игра « Порядочно, непорядочно».

Если поступок порядочного человека, то вы должны встать, если нет - то хлопнуть.

– Плюнуть на пол.

– Признаться в своей ошибке.

– Списать домашнее задание у одноклассника.

– Подать милостыню нищему.

– Сказать неправду учительнице.

– Отнести найденный сотовый телефон учителю.

– Спрятать мел и тряпку перед уроком.

– Помочь старушке перейти дорогу.

– Убежать от хулиганов, оставив своего друга.

– Не выдать товарища, разбившего стекло в школе.

– Заступиться за малыша, которого обижают.

VII. Работа в группах. Оцени ситуацию.

 1 группа.

Вова шел по коридору школы. Он уже в 5 классе, большой человек. Навстречу ему учительница вела первоклассников . «Привет, малявки!» -закричал Вова. Из группы первоклассников кто– то крикнул: «Сам малявка!» Настроение у Вовы было испорчено.

«Эти первоклассники много себе позволяют»– подумал он, «надо будет их наказать».

– Как вы оцениваете поступок мальчиков?

2 группа.

Однажды Ваня и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали 2 больших красных яблока. «Берем и смываемся», – сказал Ваня. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал , что яблоко взял Ваня. «У-у, предатель», – подумал Ваня, «я еще с тобой рассчитаюсь».

– Как вы оцениваете поступок Гриши?
 
3 группа.

Коля считал себя хорошим мальчиком. Сегодня Коля спешил на тренировку, и , когда закончился последний урок, он побежал в раздевалку. Его куртка висела на самом нижнем крючке и была завешана куртками других детей .Коля схватил чужие куртки, бросил их на пол, затем взял свою и выбежал из раздевалки. Его никто не увидел, он был очень доволен.

– Как вы оцениваете поступок Коли?

Вывод: не каждое поведение и поступок достойны имени человека. Чтобы стать человеком, нужно много работать над собой.

Человеку бояться чего же?
Чтобы век не напрасно он прожил!
Не истратил себя на пустое,
Не задергал себя суетою!
Чтобы жизнь не прошла стороною,
Чтоб достойно прошел все земное!
Чтоб сказали о нем: «Не забудем»,
Много доброго сделал он людям!

VIII. Творческое задание.

Дети, давайте попробуем нарисовать дерево своей жизни.

Корень – это цель и смысл вашей жизни.

Ствол – представление о себе.

Листья – это качества, которые вы бы хотели воспитать в себе.

Плоды – ваши мечты и желания.

Вывод: какова цель жизни, таковы очень часто и ее плоды.

(На доске дерево, на которое ученики прикрепляют корни, листья, плоды.)

IX. Итог урока.

Закончи предложение.

– Человек рождается на Земле, чтобы…

– Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, то…

-Чтобы стать Человеком, надо…

Закончить наш урок мне бы хотелось высказыванием писателя Л.Н. Толстого: «Нам кажется, что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей душой , над чем-то невидимым – дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только тогда, когда делается эта главная работа в жизни. Становиться лучше и лучше – в этом все дело жизни, а становиться лучше можно только усилиями».

X. Домашнее задание на выбор:

– составить план действий для достижения своей цели;

– написать сочинение «Стать человеком – большая работа».

XI. Рефлексия.

Если для вас урок был полезным и интересным, покажите веселого человечка.

Если вы считаете, что на уроке вы ничего нового не узнали, то грустного человечка.