Цели:
- Познакомится с новой буквой и звуком.
- Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв, печатать, читать слоги, слова, предложения с ней.
- Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
- Развивать память, внимание, речь, мышление, наблюдательность младших школьников, фонематический слух.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Презентация на компьютере (Приложение );
- Звуковые схемы, фишки, буквы;
- Учебники, тетради, кассы букв (индивидуальные),
- фишки, чистые листы квадраты – 22 шт.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ:
Долгожданный звонок-
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
- Посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Они хотят посмотреть, чему мы с вами уже научились, как вы умеете красиво и правильно говорить, читать, писать, сидеть.
- Покажем? Тогда на гостей не отвлекаемся. Начинаем работать.
II. МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП, ПЕРЕХОДЯЩИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня на уроке грамоты мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы назвали самостоятельно.
Для этого выполним следующие упражнения:
(на интерактивной доске картинки)
ХОМЯК ХЛОПУШКА УХО
ПЕТУХ МУХА МУХОМОР
ИГРА – «ДЕНЬ, НОЧЬ»
«ДЕНЬ» - Назовите картинки, изображённые на доске, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить в такой же последовательности.
«НОЧЬ»- Закройте глаза. (открывается страница на доске с переставленными картинками - поменяли хомяка с мухой, петуха с ухом)
«ДЕНЬ» - Откройте глаза. Расскажите, что изменилось? Посмотрим, какие вы внимательные.
(открывается экран) «Молодцы!»
- Найдите в словах одинаковый звук. Назовите.
- Тогда как будет звучать первая часть темы сегодняшнего урока?
(В каждом слове встречается звук [Х], значит, первая часть темы урока «Звук [Х]»
(Открывается экран - картинка ХЛЕБ, внизу запись. Звук [Х])
(Открывается страница с буквами) А У х О И
- Рассмотрите изображение букв.
- По каким признакам можно выделить одну из них и сформируйте вторую часть темы сегодняшнего урока.
(исключить букву «Ха», она не гласная, строчная, её не изучали, с остальными работали. Значит 2-ая часть темы урока: «Буква Х»
(открывается страница на экране:
ХЛЕБ Х
Звук [Х]Буква «Ха»).
- Назовите тему урока ……………………… (Звук [Х]. Буква «Ха»).
- Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы.
(на интерактивной доске запись-опора в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями). (Открывается лист на экране)
(Цель нашей работы такова:
Познакомиться с новым звуком и новой буквой. Учиться отличать этот звук, букву, печатать, читать с ней слоги, слова и предложения). (Открывается экран).
- «Молодцы!». Вы правильно назвали тему и поставили цель урока.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. - К нам пришёл ещё один гость. А кто, вы сейчас сами назовёте его.
(открывается экран – картинка Хрюша)
- Произнесите 1-ый звук в слове «ХРЮША».
- Какой он? (Согласный)
- Закройте уши. Произнесите ещё раз этот звук.
- Какой он? (Глухой)
- Подберите парный по звонкости. (Нельзя)
- Значит какой он? (Непарный)
- А вот узнать твёрдый он или мягкий поможет стихотворение, которое принёс Хрюша. Послушайте:
Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: «ХА-ХА-ХА».
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись : «ХИ-ХИ-ХИ».
- Что можно сказать о твёрдости, мягкости? (Бывают твёрдые, мягкие)
- Дайте полную характеристику звуку:
( звук [Х] – согласный, непарный, глухой, может быть твёрдым, может быть мягким)
- Давайте найдём ему место в плане города. На какой улице будет жить?
(на улице глухих согласных будет жить[Х])
2. Физкультминутка
- Хрюша принёс зарядку-отдых:
Загадаю вам зарядку,
Становитесь на зарядку.
Раз – листочки поднимаем.
Два – листочки загибаем.
Три – ещё разок свернули.
На четыре – развернули.
Буква спряталась внутри,
Кто догадлив? Назови? (Буква «Ха»)
3. - На что похожа буква «Ха»?
«Ха» – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь – режь,
Хочешь – шьёшь,
Хочешь – сам себя стрижёшь!
(открываются 4 буквы Х - 2-е печатные, 2-е письменные)
- Сколько букв, ребята, принёс Хрюша? (4)
- Почему 4-е он не знает? Объясните ему? (Букв 4, так как 2-е печатные, 2-е письменные)
- Для чего нужны печатные буквы? (Читать).
- А письменные? (Писать).
- Почему 2-е печатные, 2-е письменные? (1-а заглавная, 1-а строчная).
- Для чего нужна заглавная? (заглавные нужны, чтобы писать имена, фамилии,………. города, начало предложения – всё с заглавной буквы пишется всегда)
(Открывается чистый лист со строчками).
- Хрюша хочет научиться печатать букву «Ха». Научим его?
- Вспомним заглавные буквы мы печатаем от верхней линии рабочей строки до нижней линии рабочей строки, а строчная начинается писаться от пунктирной линии.
___________________________________________
---------------------------------------------------------
___________________________________________
- Веду прямую наклонную слева на право, отступив в право небольшое расстояние от верхней линии; справа ведём прямую наклонную влево пересекаясь на пунктирной линии этих 2-ух наклонных прямых.
- Найдите строку в тетради, где написана буква «Ха». (Посадка, ручки, тетради).
- Напишите 3-и буквы заглавные.
- Возьмите зелённую ручку, оцените себя. Найдите правильно написанную букву и поставьте под ней точку.
- Кто напишет строчную букву «Ха» на доске? (Иди ты, ты, ты). А вы в тетради напишите ребята.
- Как красиво написали. Хрюша теперь тоже научился писать букву «Ха».
(открывается экран) «Молодцы!!!» (хлопки в ладоши).
4. Звуко-буквенный анализ слов.
- Рассмотрите схемы справа от рисунков. Верно ли что нам предстоит работать со словами: СЛОН и ЛИСА?
- Почему? (не подходят схемы).
- А какие же слова, подходят? (У доски ученик делает звуко-буквенный анализ. Все остальные на местах).
- Какой звук в начале слова «ХОБОТ»? ([Х]).
- Охарактеризуйте его.
- Второй звук? Охарактеризуйте его (и так далее все звуки).
- Разделим слово «ХОБОТ» на слоги?
- Поставим ударение.
- 2-ое слово. Какое вы сказали записано? («ХВОСТ»)
- Разберите его самостоятельно (на доске схема с ошибкой открывается).
- Хрюша разобрал так: (показ на доске)
- Проверьте такой ли звуковой домик получился у вас?
- Найдите ошибку (звук Х – твёрдый, а не мягкий в слове «ХВОСТ»).
- «Молодцы!!!» Хрюша вами доволен.
- Назовите чем похожи эти слова? (1-ый звук [Х]– согласный твёрдый, обозначается буквой «Ха», последний звук [Т]– согласный твёрдый).
- Чем различаются слова? (в слове «ХОБОТ» - 2-а слога; звуков больше.
«ХВОСТ» – 1слог; ударение не ставиться, так как 1-а гласная, звуков меньше).
- Сколько звуков в слове «ХОБОТ»? (5) (5-ть и 5-ть сколько?)
- Уберите сначала все гласные звуки и буквы в слове «ХОБОТ»?
- Сколько убрали? (2).
- Сколько согласных звуков в слове «ХОБОТ»? (3).
- 2 и 3, это сколько? (5).
- Уберите согласные звуки и буквы в слове «ХОБОТ».
- В слове «ХВОСТ» уберите все согласные твёрдые. Сколько их?(4).
- Уберите гласные. Сколько убрали? (1).
- 4 и 1, это? (5).
- Хорошо. «Молодцы!!!»
5. – Хрюша, ребята, не может прочитать слоги и составить из них слова. Поможем?
Э | Р | |
СУ | МЯК | |
ТИ | ХО | ХОТ |
У | ЧУ | |
ПРО | РЁК |
- Читаем слоги слева.
- Читаем слоги справа.
- В середине читаем слог.
- Соедините стрелочкой слоги так, чтобы получились слова. (учении по одному выходят к доске соединяют называя слова)
(«ПРОХОР», если не прочтут – сама веду указкой другого цвета, читаем слова)
- Что изменили в слове? Почему? (Заглавная буква, имя).
(«ХОЧУ» – какая орфограмма? ЧУ – ЩУ с буквой У)
(открывается экран) «Молодцы!!!»
- Хрюша теперь тоже умеет составлять и читать слоги и слова.
6. Физкультминутка «Хомка-хомячок».
(открывается экран со словами)
7. - Хрюша хочет послушать какие сочетания у вас получаться.
- Читаем хором 1-ый столбик слов.
- Читаем 2-ой столбик.
- Соедините 2-а слова так, чтобы получились словосочетания.
сладкая |
ухо |
- Хрюша доволен вашей работой. (Открывается экран)
- Правильно! Выполнили задание.
- Прочитаем ещё раз словосочетание. (Веду другим цветом) (АРОМАТНЫЙ ХЛЕБ)
(открывается экран – ХЛЕБ, слово «АРОМАТНЫЙ»)
- Хрюша не знает, что значит «АРОМАТНЫЙ».
- Как вы понимаете это слово? (душистый, хорошо пахнет).
- Каким ещё может быть хлеб? Назовите. (свежим, душистым, хрустящим, румяным, тёплым)
- Хлеб всегда был важным продуктом питания. Русский народ всегда с любовью и бережливостью относится к этому бесценному продукту, ласково называя его «хлебушком». И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Помните всегда: «Хлеба к обеду в меру бери –
Хлеб драгоценность, им не сори!»
- Вот видите какая главная буква с которой мы познакомились на уроке. А что это за буква? (открывается экран с чистыми линиями и картинками, словосочетания ароматный хлеб)
- Кто составит предложение со словосочетаниями? (картинки подсказки у завуча)
АРОМАТНЫЙ ХЛЕБ
(Мама испекла ароматный хлеб.)
- Сколько слов в предложении? (4).
- Первое? (Мама)
- Второе? (испекла)
- Третье? (Ароматный)
- Четвёртое? (хлеб)
- Хрюша хочет спросить: «Если бы вы писали это предложение, о чём должны помнить? (Начало с большой буквы, в конце точка, все слова пишутся раздельно)
- Давайте запишем предложение схемой.
- Сколько слов? (4). (открывается экран)
«Молодцы!!!»
- О хлебе мы поговорим на 2-ом уроке.
- Нам ещё предстоит составить рассказ.
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Как думаете ребята с кем приятно было работать на уроке?
- Почему?
- Мне приятно было работать со всеми на уроке, вы были активны, дисциплинированы, любознательны, хорошими помощниками на уроке.
2. Какое задание понравилось больше всего? Почему?
(открывается картинка. Хрюша крупный)
- Посмотрите, Хрюша какой довольный. Он многому научился, многое узнал. И в школу, наверное, ему хочется? (ушко подставляю к картинке)
- Да, он мне сейчас шепчет на ушко, правда хочется в школу.
- Он благодарит вас всех за урок и в подарок каждому оставляет свой портрет, на память об уроке.
(открывается экран)
- Прочитайте, что я вам хочу сказать!
СПАСИБО ЗА УРОК!!!!
Ход презентации урока:
1 Слайд – Тема, цель урока знакомство с буквой Х х.
2 Слайд – Картинки: хомяк, хлопушка, ухо, петух, муха, мухомор.
3 Слайд – Переставленные картинки.
4 Слайд – «Молодцы!».
5 Слайд – Хлеб Х, написание звука [Х].
6 Слайд – Буквы А, У, х, О, И.
7 Слайд – Хлеб Х.
звук [Х] буква Х х.
8 Слайд – Опорный лист с целью: «Познакомиться с … звуком и …… буквой.
Учиться отличать ….. звук, букву, печатать и читать с ней слоги, слова, предложения.
9 Слайд – «Молодцы!»
10 Слайд – Хрюша большой.
11 Слайд – Физминутка
12 Слайд – (ножницы). 4 буквы Х Х х х.
13 Слайд – Чистый лист (строчки, Хрюша).
14 Слайд – «Молодцы!», (хлопают в ладоши)
15 Слайд – Слоги. Соедини, прочти слова:
Э | Р | |
СУ | МЯК | |
ТИ | ХО | ХОТ |
У | ЧУ | |
ПРО | РЁК |
16 Слайд - «Молодцы!»
17 Слайд. – Физминутка (Картинка - ХОМЯЧОК крупный)
ХОМКА – хомка…
18 Слайд – Слова в два столбика:
сладкая |
ухо |
19 Слайд – Похвала «Молодцы!».
20 Слайд – Картинка «ХЛЕБ», слово «АРОМАТНЫЙ».
21 Слайд – Картинки.
22 Слайд - Страничка с чистыми строчками.
23 Слайд – Хрюша крупная картинка.
24 Слайд - СПАСИБО ЗА УРОК!!!!