Открытый урок по химии с применением ИКТ по теме "Алканы"

Разделы: Химия


Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.

Задачи урока:

  1. Образовательная: рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
  2. Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.
  3. Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Сообщить цель и тему урока).

II. Изученного нового материала.

Учитель

№ слайда
Тема урока: "Алканы". 1
План изучения алканов.
  1. Определение. Общая формула класса углеводородов.
  2. Гомологический ряд.
  3. Виды изомерии.
  4. Строение алканов.
  5. Физические свойства.
  6. Способы получения.
  7. Химические свойства.
  8. Применение.
2
Алканы. (Предельные углеводороды. Парафины. Насыщенные углеводороды.)

Алканы - углеводороды в молекулах которых все атомы углерода связаны одинарными связями (?-) и имеют общую формулу:

CnH2n+2

3
- Что такое гомологи?

Гомологический ряд метана

СН4 метан

С2H6 этан

C3H8 пропан

C4H10 бутан

C5H12 пентан

C6H14 гексан

C7H16 гептан

C8H18 октан

C9H20 нонан

C10H22 декан

Ученик 4
Гомологи - это вещества, сходные по строению и свойствам

и отличающиеся на одну или более групп СH2.

Структурная изомерия:

Алгоритм.

1. Выбор главной цепи:

5
2. Нумерация атомов главной цепи:

6
3. Формирование названия:

img5.gif (407 bytes)

2 - метилбутан

7
Строение алканов.

Атом углерода во всех органических веществах находится в "возбуждённом" состоянии, т. е. Имеет на внешнем уровне четыре неспаренных электрона.

Каждое электронное облако обладает запасом энергии: s- облако имеет менший запас энергии, чем р-облако, в атоме углерода они находятся в разных энергетических состояниях. Поэтому при образовании химической связи происходит гибридизация, т. е. выравнивание электронных облаков по запасу энергии. Это отображается наформе и направленности облаков, происходит перестройка (пространственная) электронных облаков.

В результате sp3 - гибридизации все четыре валентных электронных облака гибридизованы: валентный угол между этими осями гибридизованных облаков 109° 28', поэтому молекулы имеют пространственную тетраэдрическую форму, форма углеродных цепей зигзагообразна; атомы углерода не находятся на одной прямой, т. к. при вращении атомов валентные углы остаются прежними.

Все органические вещества построены в основном за счёт ковалентных связей. Углерод - углеродные и углерод - водородные связи относятся к сигма - связям - это связь, образующаяся при перекрывании атомных орбиталей по линии, проходящей через ядра атомов. Возможно вращение вокруг сигма - связей, поскольку эта связь имеет осевую симметрию.

8

9

10

11

12

13

Физические свойства.

СН4:C4Н10 - газы

T кипения: -161,6:-0,5 °C

T плавления: -182,5:-138,3 °C

С5Н12:C15Н32 - жидкости

T кипения: 36,1:270,5 °C

T плавления: -129,8:10 °C

С16Н34:и далее- твёрдые вещества

T кипения: 287,5 °C

T плавления: 20 °C

С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления.

14
Получение.

В промышленности

1) крекинг нефтепродуктов:

C16H34 -> C8H18 + C8H16

2) В лаборатории:

а) Гидролиз карбидов:

Al4C3 +12 H2O = 3 CH4 + 4 Al(OH)3

б) Реакция Вюрца:

C2H5Cl + 2Na -> C4H10 + 2NaCl

в) Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых солей:

СН3СООNa + 2NaОН -> СН4 + Nа2СО3

15

16

Химические свойства

Для алканов характерны следующие типы химических реакций:

  • Замещение атомов водорода;
  • Дегидрирование;
  • Крекинг;
  • Окисление.
17
1) Замещение атомов водорода:

А) Реакция галогенирования:

CH4 +Cl2 -> CH3Cl + HCl

Б) Реакция нитрования (Коновалова):

CH4 + HNO3 -> CH3-NO2 + H2O + Q

В) Реакция сульфирования:

CH4 + H2SO4 -> CH3-SO3 H + H2O + Q

2) Реакция изомеризации:

CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 ->

3) Реакция с водяным паром:

CH4 + H2O - CO + 3H2

4) Реакция дегидрирования:

2СН4 > НС=СН + 3Н2 + Q

5) Реакция окисления:

CH4 + 2O2 -> Н-C + 2H2O + Q

6) Горение метана:

CH4 + 2O2 > CO2 + 2H2O + Q

18

19

20

Применение.

(Возможно, заранее подготовленные выступления учащихся.)

Широко используются в качестве топлива, в том числе для

двигателей внутреннего сгорания, а также при производстве сажи

(1 - картрижи; 2 - резина; 3 - типографическая краска), при получение органических веществ (4 - растворителей; 5 - хладогентов, используемых в холодильных установках;  6 - метанол; 7 - ацетилен)

21

22

III. Закрепление.

Составьте все возможные изомеры для гептана и назовите их.

Составьте 2 ближайших гомолога для пентана и назовите их.

Определить предельный углеводород, плотность паров которого по воздуху равна 2. (C4H10).

Учебник: №12 (стр. 33).

IV. Домашнее задание: Учебник О.С. Габриелян (10 класс базовый уровень):  3, упр. 4, 7, 8 (стр. 32).

Литература.

  1. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., 10 (11) класс. М.: "ВЕКО", 2005 г.
  2. Рыбникова З.Д., Рыбников А. В. Органическая химия. 10 класс: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис - пресс, 2003 г.
  3. Ульянова Г. М. Органическая химия. 10 класс: Методическое пособие. - СПб.: "Паритет", 2003 г.