Цели урока:
- Создавать условия для отработки практических навыков по теме «Окружность и круг».
- Закреплять умения правильно формулировать определения.
- Развивать пространственное мышление, воображение.
- Формировать навыков исследовательской работы.
ЭПИГРАФ УРОКА:
Пусть математика сложна,
Ее до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них только нужно постучать.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: лабораторная работа.
Методы обучения: коммуникативный, наглядный, практический.
Принципы обучения: наглядности, сознательности, развитие учебной деятельности.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: рисунки для устной работы, проверочная таблица с определениями понятий для каждого ученика, таблица «Хочу проверить себя!» для каждого ученика.
Оформление доски: доска разделена на три части середина, правая часть и левая часть.
- Рисунки для устной работы (в верхней части доски, на магнитах).
- Дата и классная работа (надпись мелом, в левом крайнем углу доски).
- За закрытым крылом выполненная лабораторная работа для проверки.
- Центр доски вывод из лабораторной работы:
Знали
Узнали
- Правая часть доски цели урока: повторить научиться отрабатывать.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания: Время 1-2 мин.
Учитель: Какие вопросы появились у вас во время выполнения домашней работы? (Разбираются вопросы по домашнему заданию).
Во время устной работы слабые учащиеся выполняют индивидуальную работу по карточкам. Карточки разработаны на основе дифференцированного подхода.
- Устная работа: Время 4 мин.
Учитель задает вопросы.
- Исключите лишнюю фигуру
(рис. 1)
- На какой грани овал (рис. со 2 по 6)
- Что видите?
(рис. 7)
Желательно, что бы дети, рассказали обо всех геометрических фигурах, об их расположении, пересечении и почему это происходит.
- Сосчитайте сколько окружностей на рисунке?
(рис. 8).
Учащимся можно предложить и другие вопросы.
- Сколько маленьких? (5)
- Сколько больших? (4)
- Сколько красных окружностей? (5)
- Сколько зеленых окружностей? (4)
- Сколько слоёв? (2)
- Сколько окружностей в верхнем слое? (4)
- Сколько окружностей в нижнем слое? (5)
- Сколько маленьких окружностей во втором слое? (3) и т.д.
- Постановка целей урока. Время 1-2 мин.
Учитель: Откройте тетради и запишите число, классная работа. Тема урока «Круг и окружность».
Учитель записывает тему работы на доске.
Учитель: Ребята определите каждый для себя цель урока. (Ученики формулируют цели урока, которые учитель фиксирует на доске, с опорой на записанные глаголы).
повторить
научиться
отрабатывать
Учитель: Кто хотел бы поделиться своей целью? Лена, какая у тебя сегодня цель урока, Саша, а у тебя какая цель на этом уроке? Ребята так цель наша на уроке (после ответов учеников, учитель подводит итог).
- Работа с определениями. Время 3-4 мин.
Учитель: У вас в тетради таблица. В одном столбике начало определений, а во втором – их продолжение.Найдите для каждого определения его продолжение.
Проверочная таблица № 1.
1.Окружность – замкнутая линия без самопересечения… | 1.Две точки на окружности и проходящий через центр | |
2.Круг – это часть плоскости… | 2.Соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности | |
3.Радиус – это отрезок | 3.Часть окружности | |
4.Диаметр – это отрезок, соединяющий… | 4.Все точки, которой находятся на одинаковом расстоянии от центра. | |
5.Дуга | 5.Ограниченная окружностью |
(Учитель проверяет правильность работы с таблицей в форме фронтального опроса).
- Фронтальный опрос. Время 2-3 мин.
Учитель: Сейчас проверим, правильно ли вы «заполнили» таблицу, расскажите, пожалуйста, определение …
(Идет фронтальный опрос геометрических определений у сильных учащихся, слабым учащимся было предложено выучить стихотворение).
Ученик:
Ведь окружность знает точно
Что на плоскости она
Только линия одна.
У окружности есть друг
Называется он круг,
Ты взгляни в нутрии кольца
И увидишь молодца.
Вот ближайших два соседа
Радиус с диаметром
Строит радиус мосточки,
Соединив при этом точки,
А диаметр мосты
В два раза большие длины.
- Работа с рисунком. Время 4-6 мин.
Учитель: Повторив определения геометрических понятий, поработаем самостоятельно. Для каждого из понятий подберите соответствующий рисунок. Под таблицей у вас рисунок, а рядом в колонке геометрические определения. Для каждого из понятий подберите соответствующий ему рисунок. (В тетрадях у ребят таблица с рисунком подобному рисунку 8. Им необходимо провести только стрелочки от понятия к рисунку.)
Проверочная таблица № 2.
Я хочу проверить себя! |
Оценка._________________Фамилия соседа по парте_________________________ |
После того, как, выполнена работа, обмениваются тетрадями. Вывешивается образец (рис.9) для правильной проверки. Идет взаимопроверка, выставляется оценка. Исправляются ошибки.
(рис.9).
- Физкультминутка. Время 1 мин.
(Учитель проговаривает начало, а ученики остальные слова, при этом, выполняя упражнения, которые показывает один из учащихся).
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть – который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири,
Тут раздался сильный гром,
Разбежались мыши вон.
- Лабораторная работа. Время 12-13 мин.
Учащиеся выполняют задания под руководством учителя.
Задания лабораторной работы.
- Проведите окружность радиусом равным 6 см.
- Отметьте на окружности две точки А и В так, чтобы отрезок АВ не проходил через центр. (Такой отрезок называется хордой)
- Отметьте на отрезке АВ произвольно еще три точки С, D, E.
- Отметьте на окружности точки К и Т.
- Запишите, какие из отмеченных вами точек:
а) Лежат на окружности
б) Принадлежат кругу
в) Принадлежат отрезку АВ и окружности
г) Принадлежат отрезку АВ и кругу
д) Принадлежит ли кругу его центр О.
е) Принадлежит ли окружности ее центр О.
Отметьте точку О. Постройте две окружности с центром в этой точке: одну радиусом 3 см, другую – 4см. Закрасьте цветным карандашом область, расположенную между этими окружностями.
Как бы вы назвали получившуюся фигуру?
Учитель: Молодцы, ребята, закончили работу. Передайте тетради на проверку, а сейчас давайте проверим вашу работу.
Открывается закрытая доска. Идет анализ и проверка лабораторной работы.
Рис. 10 | Рис. 11 |
С 1 по 4 задание это рисунок № 10, с 5 по 12 каждое задание зачитывается и комментируется учащимися. 13 задание это рисунок № 11.
Оля, какое имя дала получившейся фигуре?
Вывод лабораторной работы:
Учитель: Обычно в лабораторных работах делается вывод из проделанной работы. Давайте и мы с вами сделаем вывод в лабораторной работе. Ученики делают вывод, опираясь на записи, на доске:
Знали
Узнали
- Домашнее задание: Время 1-2 мин.
Домашнее задание разбирается и комментируется учителем. (Рабочую тетрадь №2 ученики получают перед началом урока)
- Обязательное: Страница 174 учебника, № 852, №856 (а, г)
- По желанию: У вас на столах лежат листы с дополнительным заданием. Прочитайте его и задайте вопросы. Домашнюю работу вы будете выполнять на этих листах.
(Распечатывается и раздается на листах А4).
Текст задания:
- Постройте окружность с радиусом равным 7 см и центром в точке О. Проведите прямую t так, чтобы она касалась окружности. Сколько точек пересечения вы насчитаете?
- Постройте две окружности радиусами 5 и 8 см, так чтобы они:
- Имели одну точку пересечения
- Имели две точки пересечения
- Не имели точек пересечения
(Рассмотрите различные варианты).
- Подведение итогов урока. Время 1-2 мин.
Учитель: Ребята скажите, кто не смог достичь целей сегодняшнего урока, а почему? Лена, сегодня, на уроке ты достигла тех целей, которые, были поставлены в начале урока? Саша, а как ты считаешь? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?