Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.
На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Одним из эффективных средств предупреждения этих нарушений является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Это особенно важно для детей, проживающих в северных районах, где возможности для занятий плаванием ограничены даже летом.
Анализируя существующую методику Осокиной по обучению плаванию дошкольников, сделала вывод, что она ориентирована в основном на обучение детей, не имеющих отклонений в физическом развитии и опорно-двигательном аппарате. При этом обучение строится на освоении способов плавания “кроль на груди” или “кроль на спине”, что противопоказано детям, имеющим нарушения осанки разных форм, сколиозов т. к. выполнение попеременных гребковых движений в названных способах вызывает скручивание тела ребенка вдоль продольной оси.
Разработанный мной учебно-методический комплекс предлагаю использовать, как пособие для обучения детей плаванию способом “брасс” с одновременной профилактикой плоскостопия, воспитания правильной осанки, коррекцией имеющихся нарушений осанки, деформаций грудной клетки, сколиоза.
Основное преимущество заключается в выполнении одновременных симметричных движений руками и ногами в воде, позволяющим сохранять выпрямленное положение, голова опущена лицом в воду. Скорость передвижения брассом не большая, позволяет ребенку плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать большие расстояния. Рабочие движения ног в способе брасс создают большую силу тяги. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения рук, одного движения ног, одного вдоха и одного выдоха в воду.
ЦЕЛЬ:
Повысить уровень физического развития дошкольника и функциональных способностей его организма через овладение элементами техники плавания способом “брасс”, используя нестандартное оборудование.
Цель достигается во взаимосвязи с решением следующих задач:
Оздоровительная:
- укрепить здоровье дошкольника;
- обучить рациональным способам дыхания;
- обеспечить общее стимулирование
высокоактивных точек расположенных на кистях и
стопах.
Образовательная:
- обучение плаванию способом “брасс”;
- закрепление плавательных навыков.
Развивающая:
- формировать навык плавания способом
“брасс”;
- развить основные физические качества;
- увеличить силу тонуса грудных мышц, брюшного
пресса, нижних конечностей и мышц разгибателей
позвоночника.
Коррекционная:
- корригировать имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата у детей.
Воспитательная:
- воспитывать осознанную потребность к
занятиям плаванием;
- воспитывать правильную осанку;
- воспитывать инициативу, самостоятельность;
- формировать здоровый образ жизни.
При организации учебно-воспитательного процесса широко использую различные приёмы и методы обучения:
- практический (повторение упражнений,
игровой, контрольный, разучивание по частям);
- словесный (беседа, рассказ, объяснение,
пояснения, указания, команды, распоряжения);
- наглядный (показ, демонстрация
упражнения, имитация, зрительные ориентиры;
- методы стимулирования и мотивации (похвала,
поощрение, предвосхищающая положительная
оценка).
Принципы моей работы:
- доступности , позволяющий использовать преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному), стимулирующий активность и двигательную деятельность ребенка;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, т.е. в соответствии с возможностями занимающихся, особенностями их возраста, пола, с учётом развития физических качеств, функционального состояния;
- систематичности и постепенности , т.е. непрерывность, регулярность и планомерность процесса для формирования прочного навыка плавания;
- комплексности предполагает использование элементов плавания с корригирующими упражнениями на суше и в воде для укрепления опорно-двигательного аппарата или объединения всех видов плавательных.
- сознательной активности, стимулирующий формирование устойчивого интереса ребенка, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
- разнообразия , позволяющий не только повышать моторную плотность занятий, но и при использовании нестандартного оборудования в воде стимулировать интерес и активность ребёнка;
- новизны, позволяющий найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, тот способ, которые бы отвечали его способностям, его одарённости, а так же целенаправленно выполнять корригирующие упражнения в воде;
Новизна 1
- обучение детей элементам плавания способом “брасс”;
- целенаправленное использование коррегирующих упражнений способа брасс на суше и в воде”, как средство профилактики и коррекции нарушений ОДА.
Новизна 2
Применение игрового метода с использованием нестандартного оборудования на занятиях весьма важно, так как применение нестандартного оборудования с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.
Я рассматриваю особенности нестандартного оборудования, его роль, место и значение в процессе начального обучения плаванию. Образовательное и оздоровительное значение имеют игровые упражнения с нестандартным оборудованием, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным, действиям, которые изучаются во время занятий плаванием. Элементарные двигательные навыки при использовании нестандартного оборудования, приобретаемые детьми, не только сравнительно легко перестраиваются при следующем, более углублённом изучении техники движений, но и облегчают овладению ею. Научить ребёнка плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде.
Игры с нестандартным оборудованием увлекают, что создаёт эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает детей к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры и игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования я рекомендую при обучении плаванию. Играя, ребёнок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
В пособии для педагогов и родителей я предлагаю уникальные физических упражнений. В доступной и непринуждённой игровой форме ребёнок приобретает знания о тех, кто в море живёт, кто в солёной воде плывёт, кто по морскому дну ползёт на несколько лет раньше, чем их начнут преподавать в школе. Ребёнок, отражая водный мир, получает первичные сведения о животных, которые живут в воде через обучение упражнениям, развивающим организм, в т.ч. укрепляющим мышцы спины и живота, развивают дыхательную мускулатуру. Воспитывается бережное отношение к природе. Формируется хорошая осанка. Игровые подражательные упражнения, заставляют не просто механически выполнять известные и не известные движения, а мобилизировать свою память, двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия. Результатами будут физическое и умственное развитие ребёнка, его бережное отношение к своему организму и природе.
УМК и его элементы способствует повышению уровня физического развития, двигательной подготовленности ребенка, предупреждению и коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.
Отличительной особенностью УМК и его элементов является использование новых форм индивидуального подхода к каждому ребенку, нетрадиционные пути взаимодействия занимающихся и педагога и в конечном итоге, целостность педагогического воздействия на растущий организм ребенка, выступающего как единая продуманная система организации оздоровления детского организма.
В конечном итоге дети овладели элементами плавания способа “брасс”. В комплексе прошла профилактика и коррекция имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Дети приобрели навык правильной осанки и активной саморегуляции, улучшили общее состояние за счёт использования на занятиях нестандартного оборудования, повысили выносливость и работоспособность, осознали свои способности.