Познавательная игра по литературному чтению для 2-3-x классов
Участники: учащиеся, родители, библиотекарь.
Оформление:
- выставка книг детских писателей, справочной литературы,
- выставка детских рисунков по произведениям детских писателей,
- плакаты о литературе в жизни человека,
- карточки с заданиями, мультимедиа, музыка.
Плакаты:
- Литература - это увидеть во всём красоту.
- Литература - это сделать из слов красоту.
- Литература - это поделиться красотой с другими.
- Чтение - вот лучшее учение.
1. Оргмомент. (Звучит музыка). Слайд 1.
- Здравствуйте! Начинаем познавательную игру "Русский язык - самый красивый и богатый язык в мире!"
Мы будем, играя, познавать красоту русского языка.
Наше время - время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека.
Человек наделен даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать:
2. Ввод в урок. Слайд 2.
- В познавательной игре участвуют 4 группы, руководитель каждой группы - это Ваши родители. (Представление родителей и учащихся). Пожелайте друг другу успеха и доброго настроения, пожмите руку и улыбнитесь.
3. Актуализация урока. Слайд 3.
Станции заданий:
- "Ударение - волшебное превращение!"
- "Слово спряталось в слове!"
- "Репортер!"
- "Лексика!"
- "Поговорки!"
- "Театр сказок!"
4. Исследовательская работа.
- Познавательная игра начинается!
"Ударение - волшебное превращение!" Слайд 4.
- Орфоэпия - правильное произношение, правильная речь. Орфоэпия тесно связана с ударением. Правильное ударение - это выделение слога в слове при произношении. Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Задание: правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строках.
(Задания даются группам в конвертах.)
1.
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки!
2.
Ставь козлы посреди двора,
Дрова пилить начнём с утра.
Козлы сердиты и рогаты,
Вы не сердите их, ребята!
3.
В дом войти никто не мог,
На двери висел замок!
Я песок руками рою, королевский замок строю!
4.
Из стены гвоздики торчат,
Повешу я на них плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки!
(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)
Правильность ответов показывается на экране.
"Слово спряталось в слове!" Слайд 5.
- В русском языке можно, переставляя буквы, создать новое слово или увидеть ещё одно.
Задание. Найди слова.
- Хлев, уточка, щель, столб.
- Полк, зубр, коса, удочка.
- Волос, буйвол, голос, драма.
Почки, творог, трубочка, коньки.
(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)
Правильность ответов показывается на экране.
"Репортёр". Слайд 6.
Репортаж - живой рассказ очевидца с места событий. Репортёр - автор репортажа, который описывает событие, делится своими впечатлениями, замечаниями.
- Приготовьтесь прочитать этот репортаж как настоящий репортер: быстро, весело, с юмором.
Задание.
Здравствуйте! В эфире ______________________ . Свой репортаж я веду из средней школы №16. Сегодня в гости к учащимся прибыли их друзья из Америки. Они ещё не видели друг друга, но знают друг о друге много. Я вижу, как они здороваются, улыбаясь друг другу, обмениваются значками. Как хорошо, что ребята могут так легко и просто находить общий язык! Посмотрите, как весело они разговаривают! Но: не будем им мешать:. До свидания! Спасибо за внимание. Вела репортаж ____________________________.
Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду со
школы №16. Прозвенел звонок! Перемена! Посмотрите, двери класса распахиваются, из них, словно мячики, выскакивают мальчишки. Вот один из них разогнался и, словно по льду, едет вдоль коридора. Ай-яй-яй! Так и сбить кого-нибудь можно! А о чём шушукаются девочки? Я вижу, как они столпились в уголочке и говорят тихо - тихо. До свидания! Свой репортаж вела ___________________ .
Здравствуйте! В эфире ______________________. Вчера 8 октября, в 15часов на школьном стадионе "Лесная зорька" состоялась дружеская встреча футбольных команд "Маяк" и "Лучик". Первый гол забил нападающий Торопыжка, играющий под номером 7. Им же был забит и третий, решающий гол в ворота "Маяка". Да, друзья, это победа! Блестящая победа! До свидания! Свой репортаж вела ___________________.
Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду с берега пруда поселка Восход. Медленно плывут по пруду гордые лебеди. Посмотрите, какие у них красивые шеи! А вот я вижу маленьких утят. Они весело и нелепо перебирают лапами по суше. Много интересных птиц можно встретить в пруду посёлка Восход. Но нам пора! Нас ждут другие животные. Свой репортаж заканчиваю словами: "До свидания! До новой встречи! С вами __________________ .
(Посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет вести репортаж)
Динамическая пауза "Лучик" (Фонариком высвечивается лучик, дети ловят его.)
"Лексика". Слайд 7.
- Твой собственный запас слов - это твоя лексика. Самый большой словарь "Словарь современного русского языка" насчитывает 120 тыс. слов.
- Выступает библиотекарь школы. Информация о справочной литературе.
Задание: из слова "КОНТРАБАС" можно составить 250 слов.
Вам дается на выполнение задания 3 минуты, за которые надо составить как можно больше других слов из слова "КОНТРАБАС".
(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)
"Поговорки". Слайд 8.
- Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?
Задание.
1 группа.
- Аппетит проходит во время еды.
- Взявшие мяч от мяча и погибнут.
- Видит око, да дуб неймет.
2 группа.
- Город не тётка.
- Икра стоит свеч.
- Машу маслом не испортишь.
3 группа.
- Знает мошка, чьё мясо съела.
- Лес рубят, кепки летят.
- Блин блином вышибают.
4 группа.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
- Проше жареной репы.
- Уменье - свет, а неуменье - тьма.
(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)
Правильность ответов показывается на экране.
"Театр сказок". Слайд 9.
- На основе художественных произведений ставят спектакли, снимают кино, создают мультфильмы. Сейчас вы, ребята, будете актерами детского театра. Вам предстоит инсценировать русские народные сказки.
Задание.
- 1 группа - "КОЛОБОК".
- 2 группа - "РЕПКА".
- 3 группа - "КАША ИЗ ТОПОРА"
4 группа - "КАК ЛИСА УЧИЛАСЬ ЛЕТАТЬ".
(Каждая группа получает конверт с названием сказки, выбирают реквизит, совещаются)
На инсценировку сказки даётся 2 минуты.
5. Обобщение. Подведение итога урока. Слайд 10.
- Вот и закончился наш урок - познавательная игра.
- И - В чем проявлялся ваш интерес?
- Т - Какие творческие работы вам понравились?
- О - С кем вы общались, что узнали нового?
- Г - Назовите главную мысль нашего урока.
- Учитель: за активное участие и любознательность на уроке вы награждаетесь медалями " Юный литератор".
6. Рефлексия. Слайд 11.
- Передайте тепло доброты и признательность друг другу за взаимопонимание и поддержку на уроке рукопожатием.
Пояснения.
На каждом этапе урока даётся конверт каждой группе.
В каждой группе есть лист оценивания работы каждого участника.
Выставляет баллы секретарь группы, по окончанию урока секретари озвучивают результаты совместной работы учащихся в группе.
Участник | 1задание | 2задание | 3 | 4 | 5 | Общий балл |
Каждый учащийся получает медаль "Юный любитель русского языка!"