Познавательная игра по литературному чтению для 2—3-х классов

Разделы: Начальная школа


Познавательная игра по литературному чтению для 2-3-x классов

Участники: учащиеся, родители, библиотекарь.

Оформление:

  • выставка книг детских писателей, справочной литературы,
  • выставка детских рисунков по произведениям детских писателей,
  • плакаты о литературе в жизни человека,
  • карточки с заданиями, мультимедиа, музыка.

Плакаты:

  • Литература - это увидеть во всём красоту.
  • Литература - это сделать из слов красоту.
  • Литература - это поделиться красотой с другими.
  • Чтение - вот лучшее учение.

Презентация.

1. Оргмомент. (Звучит музыка). Слайд 1.

- Здравствуйте! Начинаем познавательную игру "Русский язык - самый красивый и богатый язык в мире!"

Мы будем, играя, познавать красоту русского языка.

Наше время - время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека.

Человек наделен даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать:

2. Ввод в урок. Слайд 2.

- В познавательной игре участвуют 4 группы, руководитель каждой группы - это Ваши родители. (Представление родителей и учащихся). Пожелайте друг другу успеха и доброго настроения, пожмите руку и улыбнитесь.

3. Актуализация урока. Слайд 3.

Станции заданий:

  1. "Ударение - волшебное превращение!"
  2. "Слово спряталось в слове!"
  3. "Репортер!"
  4. "Лексика!"
  5. "Поговорки!"
  6. "Театр сказок!"

 4. Исследовательская работа.

- Познавательная игра начинается!

"Ударение - волшебное превращение!" Слайд 4.

- Орфоэпия - правильное произношение, правильная речь. Орфоэпия тесно связана с ударением. Правильное ударение - это выделение слога в слове при произношении. Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Задание: правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строках.

(Задания даются группам в конвертах.)

1.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки!

2.

Ставь козлы посреди двора,
Дрова пилить начнём с утра.
Козлы сердиты и рогаты,
Вы не сердите их, ребята!

 3.

В дом войти никто не мог,
На двери висел замок!
Я песок руками рою, королевский замок строю!

4.

Из стены гвоздики торчат,
Повешу я на них плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки!

(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)

Правильность ответов показывается на экране.

"Слово спряталось в слове!" Слайд 5.

- В русском языке можно, переставляя буквы, создать новое слово или увидеть ещё одно.

Задание. Найди слова.

  • Хлев, уточка, щель, столб.
  • Полк, зубр, коса, удочка.
  • Волос, буйвол, голос, драма.

Почки, творог, трубочка, коньки.

(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)

Правильность ответов показывается на экране.

"Репортёр". Слайд 6.

Репортаж - живой рассказ очевидца с места событий. Репортёр - автор репортажа, который описывает событие, делится своими впечатлениями, замечаниями.

- Приготовьтесь прочитать этот репортаж как настоящий репортер: быстро, весело, с юмором.

Задание.

Здравствуйте! В эфире ______________________ . Свой репортаж я веду из средней школы №16. Сегодня в гости к учащимся прибыли их друзья из Америки. Они ещё не видели друг друга, но знают друг о друге много. Я вижу, как они здороваются, улыбаясь друг другу, обмениваются значками. Как хорошо, что ребята могут так легко и просто находить общий язык! Посмотрите, как весело они разговаривают! Но: не будем им мешать:. До свидания! Спасибо за внимание. Вела репортаж ____________________________.

Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду со

школы №16. Прозвенел звонок! Перемена! Посмотрите, двери класса распахиваются, из них, словно мячики, выскакивают мальчишки. Вот один из них разогнался и, словно по льду, едет вдоль коридора. Ай-яй-яй! Так и сбить кого-нибудь можно! А о чём шушукаются девочки? Я вижу, как они столпились в уголочке и говорят тихо - тихо. До свидания! Свой репортаж вела ___________________ .

Здравствуйте! В эфире ______________________. Вчера 8 октября, в 15часов на школьном стадионе "Лесная зорька" состоялась дружеская встреча футбольных команд "Маяк" и "Лучик". Первый гол забил нападающий Торопыжка, играющий под номером 7. Им же был забит и третий, решающий гол в ворота "Маяка". Да, друзья, это победа! Блестящая победа! До свидания! Свой репортаж вела ___________________.

Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду с берега пруда поселка Восход. Медленно плывут по пруду гордые лебеди. Посмотрите, какие у них красивые шеи! А вот я вижу маленьких утят. Они весело и нелепо перебирают лапами по суше. Много интересных птиц можно встретить в пруду посёлка Восход. Но нам пора! Нас ждут другие животные. Свой репортаж заканчиваю словами: "До свидания! До новой встречи! С вами __________________ .

(Посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет вести репортаж)

Динамическая пауза "Лучик" (Фонариком высвечивается лучик, дети ловят его.)

"Лексика". Слайд 7.

- Твой собственный запас слов - это твоя лексика. Самый большой словарь "Словарь современного русского языка" насчитывает 120 тыс. слов.

- Выступает библиотекарь школы. Информация о справочной литературе.

Задание: из слова "КОНТРАБАС" можно составить 250 слов.

Вам дается на выполнение задания 3 минуты, за которые надо составить как можно больше других слов из слова "КОНТРАБАС".

(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)

"Поговорки". Слайд 8.

- Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?

Задание.

1 группа.

  • Аппетит проходит во время еды.
  • Взявшие мяч от мяча и погибнут.
  • Видит око, да дуб неймет.

2 группа.

  • Город не тётка.
  • Икра стоит свеч.
  • Машу маслом не испортишь.

3 группа.

  • Знает мошка, чьё мясо съела.
  • Лес рубят, кепки летят.
  • Блин блином вышибают.

4 группа.

  • Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
  • Проше жареной репы.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.

(посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет отвечать)

Правильность ответов показывается на экране.

"Театр сказок". Слайд 9.

- На основе художественных произведений ставят спектакли, снимают кино, создают мультфильмы. Сейчас вы, ребята, будете актерами детского театра. Вам предстоит инсценировать русские народные сказки.

Задание.

  • 1 группа - "КОЛОБОК".
  • 2 группа - "РЕПКА".
  • 3 группа - "КАША ИЗ ТОПОРА"

4 группа - "КАК ЛИСА УЧИЛАСЬ ЛЕТАТЬ".

(Каждая группа получает конверт с названием сказки, выбирают реквизит, совещаются)

На инсценировку сказки даётся 2 минуты.

5. Обобщение. Подведение итога урока. Слайд 10.

- Вот и закончился наш урок - познавательная игра.

  • И - В чем проявлялся ваш интерес?
  • Т - Какие творческие работы вам понравились?
  • О - С кем вы общались, что узнали нового?
  • Г - Назовите главную мысль нашего урока.

- Учитель: за активное участие и любознательность на уроке вы награждаетесь медалями " Юный литератор".

6. Рефлексия. Слайд 11.

- Передайте тепло доброты и признательность друг другу за взаимопонимание и поддержку на уроке рукопожатием.

Пояснения.

На каждом этапе урока даётся конверт каждой группе.

В каждой группе есть лист оценивания работы каждого участника.

Выставляет баллы секретарь группы, по окончанию урока секретари озвучивают результаты совместной работы учащихся в группе.

Участник 1задание 2задание 3 4 5 Общий балл
             
             
             

Каждый учащийся получает медаль "Юный любитель русского языка!"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. (УМК "Система Л. В. Занкова")