Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных;
  2. усовершенствовать навык правильного написания падежных окончаний имён прилагательных;
  3. развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилагательных.

1. Самоопределение к деятельности

- Над какой темой работали? (Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.)

- Хорошо ли знаете тему?

- Какими умениями нужно обладать, чтобы правильно писать безударные    окончания имён прилагательных?

Чтобы правильно писать безударные окончания имён прилагательных, надо:
1) Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.
2) Определить род и падеж существительного.
3) Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.
Или: поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

- Какие цели ставите перед собой на этом уроке? (Закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.)

- Какие мои цели? (Помочь закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.)

2. Актуализация знаний

1) Учебник № 365.

- Прочитайте выразительно.

- Вам понравилось чтение? Почему?

- Объясните смысл заголовка.

- Почему же не могут встретиться тропинка и лыжня?

- В какой части слов пропущены буквы? (В окончаниях)

- Можно ли воспользоваться одним правилом, чтобы объяснить правописание окончаний во всех трёх словах? (Нет, т. к. буквы пропущены в окончаниях имён существительных и окончаниях имён прилагательных.)

- Какие шаги надо выполнить, чтобы верно написать безударное окончание имени прилагательного?

1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.

2 шаг. Определить род и число прилагательного.

3 шаг. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже.

- Какие шаги надо выполнить, чтобы верно написать безударное окончание имени существительного?

1 шаг. Определить падеж.

2 шаг. Определить склонение.

3 шаг. Вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

2) Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

- Снежинки упали на слова и закрыли окончания прилагательных. Восстановите окончания.

Про вечерн… сказку, о трескуч… морозе, перед зимн… ночью, по лёгк… облаку, на зимн… ковре, морозн… утра.

3. Локализация затруднений

- Как вы думаете, почему были допущены ошибки? (Плохо знаем падежные окончания имён прилагательных)

- Можно ли приступать к следующему заданию? (Нет, нельзя)

4. Построение проекта ликвидации причин затруднения

- Что необходимо сделать, чтобы выйти из затруднения? (Повторить падежные окончания имён прилагательных.)

(Учащиеся, допустившие ошибки)

- Поставьте перед собой цели.

5. Ликвидация причин затруднения

а) Работа с эталоном.

Про вечернюю (ж. р. В. п.) сказку, о трескучем (м. р. П. п.) морозе, перед зимней (ж. р. Т. п.) ночью, по лёгкому (ср. р. Д. п.) облаку, на зимнем (м. р. П. п.) ковре, морозного (м. р. Р. п.) утра.

Работа по алгоритму.

Вечерн… зарёй, у син… речки, на мёрзл… землю, на дальн… берегу, по тонком… льду, о красив… снеговике.

Учащиеся, не допустившие ошибки.

Выпишите словосочетания сущ. х прил. и поставьте их в Т. п. и П. п.

Начинает свежеть, свежий воздух, свежесть утра.
Белизна снега, белеет снег, белая снежинка.
Синеет небосклон, синева небес, синее небо.

Проверка по эталону

Т. п. - свежим воздухом, белой снежинкой, синим небом.
П. п. – о свежем воздухе, о белой снежинке, о синем небе.

Работа в парах

Злой колдун заколдовал в некоторых словосочетаниях падежные окончания имён прилагательных. Я вам предлагаю на короткое время представить себя добрыми волшебниками и найти заколдованные словосочетания и расколдовать их.

(Задания на листочках)

В дремучим лесу, хрустальная сосулька, перед могучем дубом, звёзднаво неба, тихей ветерок, широкую дорогу.

Проверка по эталону

В дремучем лесу, хрустальная сосулька, перед могучем дубом, звёздного неба, тихий ветерок, широкую дорогу.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Послушайте текст. Определите тип текста. Назовите тему, главную мысль. Озаглавьте.

Диктант.

Наступила зимняя ночь. На тёмном небе рассыпались яркие звёздочки. Тихо в сосновом лесу. Кудрявые ветки украсились серебристым инеем.

- Проверьте по эталону. (Эталон на доске)

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Выделите окончания.

- Самопроверка по эталону.

6. Повторение

На листах задания от менее сложного к более сложному.

У каждого учащегося эталоны для самопроверки.

Учитель прочитывает все задания.

1. Выпишите словосочетания с буквой е в окончании прилагательных:

а) зимн…м вечером;
б) вдоль ближн… озера;
в) певч…я птица;
г) зимн… стужу;
д) по син… небу;
е) в дремуч… лесу;
ё) утренн… й звездой.

2. Составьте и запишите три словосочетания:

1) м. р. в Р. п. 2) ж . р. в П. п. 3) ср. р. в Д. п.

Синий (иней, река, озеро)

3. Составьте из данных словосочетаний рассказ о зиме. (3 – 4 предложения)

В холодн… воздухе, дивн… снежинка, по син… небу, из пушист… облака, в лёгк… танце.

7. Рефлексия

- Какие задания выбрали и почему?

- Кто нашёл ошибки и исправил? Почему они были допущены?

- Сможете ли вы реализовать свои знания по данной теме в жизни?

- Назовите тему урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.

- Сегодня наступит ночь, и на ночном небе вспыхнуть ваши звёздочки. Какими они будут? Почему?