Цель:
- Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей, формировать потребность беречь свое здоровье.
- На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания уч-ся о коже, ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
- формирование здорового образа жизни.
Оборудование: лупы, предметы для игры, зеркало, таблица «строение кожи», акварельные краски, альбомный лист, 3 стакана воды.
I. Начало урока
Сегодняшний урок мы начнем с легенды: «В Италии в 1646 г. произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
- Что же произошло с мальчиком?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и ее функции.
Тема нашего урока «Кожа и ее значение».
II. Наблюдения и исследования
Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой».
- От чего она защищает человека?
Дети: от дождя, ветра, жаркого солнца, от повреждений.
Давайте поиграем в игру:
Вызывается ученик, поворачивается спиной к учителю, учитель
дает разные предметы, ученик их угадывает.
- Какие свойства объекта вы смогли определить?
Дети: размер, форму, из чего сделано.
Рассмотрите рисунок и определите, какие ощущения воспринимает кожа?
Дети: боль, давление, прикосновение, тепло, холод, воду.
- Как называется этот орган чувств?
Дети: орган осязания.
- Исходя из этого, какую функцию мы вспомнили?
Дети: осязательную функцию.
III. Исследование кожи
- Сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
- Давайте объединимся в группы и поработаем.
1 гр. Рассмотри кожу. Потрогай ее пальцами, немного потяни на руках, лице, веках.
- Что вы можете сказать о коже из этого наблюдения?
- Обратите внимание на то, что на коже есть складки. Для чего они нужны на коже?
2 гр. Рассмотрите кожу через лупу.
- Что вы видите?
- Как вы думаете для чего они?
3 гр. Проведите на лбу пальцем, а затем приложите его к зеркалу.
- Что осталось на зеркале?
- Что это?
4 гр. Рассмотрите внимательно кожу на ладошках? Какая она?
- Что еще мы видим на ладошке?
- С помощью акварельной краски сделайте отпечаток пальца на бумаге.
- Сравните с отпечатками пальцев своих товарищей.
- Какой вывод можно сделать?
Игра «Криминалисты»
Заранее приготовить 4-5 отпечатков пальцев и на уроке найти, кому из трех учеников они принадлежат.
Линии человеческих отпечатков классифицируются по типу рисунка на петли, дуги, спирали и случайные фигуры.
Рисунок кожи у каждого человека свой и никогда не повторяется. Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце невозможно. Поэтому в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для поимки преступников. Давайте сделаем вывод о своих наблюдениях.
Кожа прочная, но в то же время мягкая и упругая. Позволяет человеку совершать движения, защищает от повреждений.
- А как называется этот слой? (Эпидермис)
Дети: Я нашел в словаре это слово. Это слово взято из греческого языка, что означает верхний или поверхностный слой. Этот слой очень тонкий и от него все время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно с поверхности кожи отшелушиваются тысячи мертвых клеток и кожа от этого тоньше не становится. На ней все время нарастают новые слои.
Слой, лежащий под эпидермисом и есть сама кожа.
Рассмотрите таблицу с. 70 учеб.
- Что вы видите?
- Для чего нужны сальные железы?
- Как происходит выделение жира?
- А если бы кожное сало не выделялось и не смазывало кожу?
- Что бы произошло?
- Для чего нужны потовые железы? Вспомните, в каких случаях выделяется пот? Какой он?
- Откуда берется пот?
- О какой функции мы узнали?
IV. Самостоятельная работа
Мы узнали о двух функциях кожи. А о третьей функции вы узнаете самостоятельно, прочитав текст в учебнике: с 70 со слов «В коже много кровеносных сосудов…до вопроса на с. 71.
О каких функциях кожи вы узнали из этой статьи?
Дети: При помощи переносных сосудов кожа охраняет тело от жары и холода и не дает ему переохлаждаться и перегреваться.
Когда нам жарко, кожа краснеет, это говорит о том, что кровеносные сосуды расширились, и к ней притекло много крови и через кровь происходит отдача внутреннего тепла во внешнюю среду. А когда температура воздуха понижается, кожные кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет и тепло не отдает, а сохраняет его.
- Какая температура считается нормальной для человека?
Дети: 36.6
- Как можно назвать эту функцию?
Дети: защитная
V. Вывод:
- О каких трех функциях вы узнали?
Дети:
осязательная
выделительная
защитная
- Теперь вы можете сказать: От чего же умер итальянский мальчик?
Дети: У него не дышала кожа, поры были закрыты краской и из организма не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла, t-ра его понизилась. Он сильно простыл и умер от воспаления легких.
- Послушайте. «Этот мальчишка такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший. Свалится на асфальт, обдерет себе колено, а меня жжет «как огнем» потому что я знаю, как жжет настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то еще полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»
- Интересно, кто так убивается?
Дети: кожа.
ОПЫТ:
3 стакана с водой (холодная, теплая, горячая). Вызываются 2 ученика. Один уходит из класса. Предлагается опустить палец в холодную воду, потом в теплую и сказать что почувствовал. А второй ученик опускает руку в горячую, а потом в холодную. Что почувствовал?
- Почему одному ученику показалось, что вода в банке теплая, а другому что в этой же банке холодная?
- Почему наша кожа все чувствует, вы узнаете, прочитав последний абзац с 71 и с. 72 (1 абзац)
- Мы убедились, что кожа – важный орган человека. Ее надо беречь.
VI. Итог урока
Рефлексия деятельности.
- Что интересного вы узнали о себе?
- О чем бы вам хотелось рассказать своим родителями?
Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется…..
2. Бесцветная жидкость, выделяемая подкожными железами.
3. Это кожное образование (растет на коже)….
По вертикали:
4. Мельчайшие отверстия на поверхности кожи.
5. Основная функция кожи.
6. Кожа-это не просто покрытие человека, это активный….с многообразными функциями.
7. Подкожный жир сохраняет.
VII. Домашнее задание
с.69-75 прочитать; ответить на вопросы на с.74; проверить себя с.75, подготовиться к проверочной работе по теме «Кожа».