Цели:
- формирование умения видеть орфограмму - безударная гласная в приставках, графически обозначать данную орфограмму и условия её выбора, находить, исправлять ошибки, приводить собственные примеры слов с данной орфограммой;
- повторить, обобщить известные сведения по орфографии, формирование орфографической зоркости;
- совершенствование письменной речи учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание
п т п т по то по то
побег отнесли отгрохали
- Сегодня мы вспомним начертание букв п и т , вспомним, как правильно соединять эти буквы с другими.
- Какие звуки обозначает буква п ? А какие звуки обозначает буква т? Дайте этим звукам характеристику.
- Почему начертание этих букв мы вспоминаем на одном уроке?
- В основе данных букв лежит прямая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу. Напоминаю, что возвращаемся по прямой наклонной до 2/3 линии и только потом отводим линии вправо, вверх.
- Каким может быть соединение с буквой о? От чего это зависит? (это зависит от буквы, которая следует за буквой о).
- Пропишите два слога, используя верхнее соединение и два слога с нижним соединением.
- Прочитайте слова второй строчки. Что вы можете о них сказать? (ребята называют лишнее слово по различным признакам, обращают внимание на то, что во всех предложенных словах присутствует приставка).
- Подчеркните орфограммы в этих словах, разделите их на слоги, поставьте ударение.
- На основании материала чистописания попробуйте сформулировать тему урока.
3. Орфографическая разминка
Примолкли ёлки. Дуб заснул.
Во мгле орешник потонул.
Затихла сонная сосна.
И наступила тишина.
- Как надо читать это стихотворение? Почему? Значение какого слова вам непонятно? (Орешник - это кустарник со съедобными плодами- орехами, а также заросль таких орехов).
- Прочитайте данное стихотворение выразительно.
- Зажгите «огоньки» под орфограммами.
- Выпишите слова с орфограммой - безударная гласная в приставке.
- Какие слова вы записали? Выделите приставки.
- Найдите в этом тексте слово, имеющее такой же корень, как и в слове тоненький, а приставку и окончание, как в слове полёт.
- Выполните фонетический разбор этого слова.
- Почему именно это слово я взяла для разбора.
- Как же поступить, если вам встретилось слово с безударной гласной в приставке? (повторение алгоритма).
- Назовите приставки с гласной буквой А и с гласной буквой О.
над- за- на- па- пра- |
про- по- до- под- об- |
- Когда мы пишем в словах приставку пра -, па -, часто ли встречаются в словах эти приставки.
- Приставка па - в основном употребляется в сильной позиции, а приставка пра - образует существительные и прилагательные со значением первоначальный, наиболее древний, показывающий родственные отношения.
4. Самодиктант
- Напишите несколько слов с этими приставками.
- Кто больше?
5. Разбор слов по составу
- Отгадайте ребус и скажите, какую приставку вы напишите в этом слове?
- Разберите эти слова по составу.
Подарок, поезд.
6. Распределительный диктант
Поехали, полоса, полезный, полез, парад, помидор, потом.
- Какое слово не надо писать? Почему?
7. Физминутка
- Выполняем только те действия, если слова, обозначающие их, имеют приставку.
Дружно все попрыгали,
Ручками задвигали,
Ножками затопали,
Глазками похлопали,
Посмотрели все налево,
Вправо посмотрели,
И тихонько, аккуратно
Все за парты сели.
8. Выборочный диктант
- Выпишите только слова, в которых есть приставка с безударной гласной.
Внезапно потемнело. Это низкие тучи закрыли небо. Налетел ветер. Закачались деревья, зашумели ветвями. Понеслись по ветру сухие листья и травинки.
- Какие слова записали? Прочитайте орфографически. Выделите приставки. Подберите синоним к слову внезапно.
9. Восстановление текста по ключевым словам
- О чём этот текст?
- Как можно его озаглавить? Запишите заголовок.
- Прослушайте ещё раз текст. По записанным вами ранее ключевым словам восстановите текст.
Проверка.
10. Итог
- С какой темой работали на уроке?
- Назовите приставки с гласной буквой а. Назовите приставки с гласной буквой о.
Оценивание.
11. Домашнее задание
Стр. 110 № 4.