Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в приставках"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения видеть орфограмму - безударная гласная в приставках, графически обозначать данную орфограмму и условия её выбора, находить, исправлять ошибки, приводить собственные примеры слов с данной орфограммой;
  • повторить, обобщить известные сведения по орфографии, формирование орфографической зоркости;
  • совершенствование письменной речи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

п  т  п  т   по  то  по то

побег отнесли отгрохали

- Сегодня мы вспомним начертание букв п и т , вспомним, как правильно соединять эти буквы с другими.

- Какие звуки обозначает буква п ? А какие звуки обозначает буква т? Дайте этим звукам характеристику.

- Почему начертание этих букв мы вспоминаем на одном уроке?

- В основе данных букв лежит прямая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу. Напоминаю, что возвращаемся по прямой наклонной до 2/3 линии и только потом отводим линии вправо, вверх.

- Каким может быть соединение с буквой о? От чего это зависит? (это зависит от буквы, которая следует за буквой о).

- Пропишите два слога, используя верхнее соединение и два слога с нижним соединением.

- Прочитайте слова второй строчки. Что вы можете о них сказать? (ребята называют лишнее слово по различным признакам, обращают внимание на то, что во всех предложенных словах присутствует приставка).

- Подчеркните орфограммы в этих словах, разделите их на слоги, поставьте ударение.

- На основании материала чистописания попробуйте сформулировать тему урока.

3. Орфографическая разминка

Примолкли ёлки. Дуб заснул.
Во мгле орешник потонул.
Затихла сонная сосна.
И наступила тишина.

- Как надо читать это стихотворение? Почему? Значение какого слова вам непонятно? (Орешник - это кустарник со съедобными плодами- орехами, а также заросль таких орехов).

- Прочитайте данное стихотворение выразительно.

- Зажгите «огоньки» под орфограммами.

- Выпишите слова с орфограммой - безударная гласная в приставке.

- Какие слова вы записали? Выделите приставки.

- Найдите в этом тексте слово, имеющее такой же корень, как и в слове тоненький, а приставку и окончание, как в слове полёт.

- Выполните фонетический разбор этого слова.

- Почему именно это слово я взяла для разбора.

- Как же поступить, если вам встретилось слово с безударной гласной в приставке? (повторение алгоритма).

- Назовите приставки с гласной буквой  А и с гласной буквой О.

над-
за-
на-
па-
пра-
про-
по-
до-
под-
об-

- Когда мы пишем в словах приставку пра -, па -, часто ли встречаются в словах эти приставки.

 - Приставка па - в основном употребляется в сильной позиции, а приставка пра - образует существительные и прилагательные со значением первоначальный, наиболее древний, показывающий родственные отношения.

4. Самодиктант

- Напишите несколько слов с этими приставками.

- Кто больше?

5. Разбор слов по составу

- Отгадайте ребус и скажите, какую приставку вы напишите в этом слове?

- Разберите эти слова по составу.

Подарок, поезд.

6. Распределительный диктант

Поехали, полоса, полезный, полез, парад, помидор, потом.

- Какое слово не надо писать? Почему?

7. Физминутка

- Выполняем только те действия, если слова, обозначающие их, имеют приставку.

Дружно все попрыгали,
Ручками задвигали,
Ножками затопали,
Глазками похлопали,
Посмотрели все налево,
Вправо посмотрели,
И тихонько, аккуратно
Все за парты сели.

8. Выборочный диктант

- Выпишите только слова, в которых есть приставка с безударной гласной.

Внезапно потемнело. Это низкие тучи закрыли небо. Налетел ветер. Закачались деревья, зашумели ветвями. Понеслись по ветру сухие листья и травинки.

- Какие слова записали? Прочитайте орфографически. Выделите приставки. Подберите синоним к слову внезапно.

9. Восстановление текста по ключевым словам

- О чём этот текст?

- Как можно его озаглавить? Запишите заголовок.

- Прослушайте ещё раз текст. По записанным вами ранее ключевым словам восстановите текст.

Проверка.

10. Итог

- С какой темой работали на уроке?

- Назовите приставки с гласной буквой а. Назовите приставки с гласной буквой о.

Оценивание.

11. Домашнее задание

Стр. 110 № 4.