Конспект занятия по
познавательному развитию в старшей группе
«Тяжин - частица земли Кузнецкой»
Цель: формирование знаний детей о родном поселке.
Задачи:
- Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями поселка.
- Познакомить с историей возникновения поселка. Показать расположение поселка на территории Кузбасса. Взаимосвязь жизни и деятельности жителей поселка от географического положения и природных ресурсов. Познакомить с гербом Тяжинского района, объяснить символическое значение изображений на гербе.
- Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе д/и.
- Воспитывать любовь к родному поселку.
Предварительная работа: экскурсии по родному поселку, заучивание стихотворения, пословиц.
Материал: карта Кемеровской области, герб Тяжина, фотографии достопримечательностей Тяжина.
Ход занятия
Ребенок читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
(Прокофьев)
- О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине)
- У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
(- Родина – это место, где человек родился,
вырос, учился.
- Его мама, папа, дом родной., речка,
березка, солнышко – все это наша Родина.)
- Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
- Как называется наш родной край? (Кузбасс, Кемеровская область)
Наш родной поселок Тяжин - частица Кузбасса, и нашей великой Родины – России. Посмотрите на карту, где на территории Кемеровской области находится наш поселок? (на северо-востоке).
Какими цветами на карте обозначена территория Тяжинского района? (зеленным, светло-коричневым).
Что обозначают эти цвета? (лес, небольшие горы)
- Правильно, дети, наш поселок расположен в одном из красивейших мест Кемеровской области в окружении лесов и полей. И, наверное, не случайно более 200 лет назад здесь обосновались переселенцы из западной части России, искавшие новые богатые земли.
Ребята, а вы знаете почему наш поселок называется «Тяжин»?
- «Тяжин» – одно из таинственных названий. Название происходит от слова «тяж» (часть упряжи).
- Первые переселенцы поселились в ныне Старом Тяжине. А там была крутая большая гора. Груз перевозили только на лошадях. И вот эта упряжка постоянно рвалась при подъеме в гору. Вот и назвали село «Тяжин».
- Затем, более 100 лет назад, там, где сейчас находится наш вокзал, стала строиться железная дорога. Чтобы строить железную дорогу, нужны люди. Так появились первые поселенцы , и образовались 2 улицы (Вокзальная и Рабочая – было около 100 домов). Новый поселок около железной дороги был назван Тяжин, а старое село стали называть Старый Тяжин. Сегодня нашему поселку, который стал районным центром, 112 лет.
– Ребята, какой стал наш поселок? (Показываю картину). (Красивый, большой, много широких улиц, красивых зданий).
- Назовите достопримечательности Тяжина? (Дом культуры «Юбилейный», музыкальная школа, библиотека, молочноконсервный завод, хлебозавод, пивзавод, художественная школа, красивый вокзал, главная площадь – Ленина; площадь Победы, где есть мемориальная доска погибших воинов-тяжинцев и памятник воину – тяжинцу Н.И. Масалову, который спас немецкую девочку).
Дидактическая игра « Где я нахожусь?»
Раздаю детям фотографии с видами родного поселка и предлагаю рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного поселка им рассказывают.
Ребята, вы знаете, что у каждого города и поселка есть свои символы: флаг, герб. У нашего поселка тоже есть герб (иллюстрация с изображением герба). Что изображено на гербе поселка Тяжин? (щит, колосья, рельсы, треугольники и.т.д.) О том, что обозначают изображения на гербе, написала наша землячка Г.Н. Зубцова.
Тяжин – жемчужина Кузбасса!
Об этом герб наш говорит,
Французский щит он украшает,
Земли богатства нам сулит.
Здесь есть четыре треугольника,
Они о многом говорят,
Вверху, на красном треугольнике,
Сгущенкой он богат.
Богат Тяжин своей природой,
Мы слева видим на щите,
Тайга и лес шагают в ногу,
Несут промышленность стране.
А справа видим мы дороги,
Поля средь них и села все,
Соединяют меж собою
Сибирским трактом наравне.
Внизу на синем треугольнике
Дорога с рельсами бежит
И с одного конца России,
Она в другой вас вмиг домчит.
Вверху герба Тяжин написан,
Пшеницы колос видим мы,
Хоть небольшой клочок России,
В своей стране мы все важны.
- Какие важнейшие отрасли хозяйства нашего района отражает герб? (выращивание хлеба, заготовка древесины, производство сгущенного молока и т.д.)
Ребята, вы знаете много пословиц. А какие пословицы о Родине вы знаете?
«Без корня и полынь не растет».
«Нет ничего краше, чем Родина наша».
«Жить – Родине служить».
«У нас тот герой – кто за Родину горой».
«Всякому мила своя сторона».
«Люби Родину – как родную мать».
«Где родился там и пригодился».
– Красива Тяжинская земля
Красивы березки у реки;
Зеленые леса, необъятные поля
Каждый человек любит свою Родину.
Конспект занятия по
познавательному развитию в старшей группе
«Как наши предки
выращивали хлеб»
Цель: формирование знаний детей об истории ведущей отрасли района.
Задачи:
- Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).
- Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
- Активизировать словарь: прилагательные - пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные - серп, цепа; хлебобулочные изделия.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Материал к занятию: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.
Предварительная работа
Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб)
- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)
Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Тяжинского района – сельское хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (пшеницу, рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб. (хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.
А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо. А как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная) Почему? (Чтобы семена ровно ложились в борозды)
- Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
- Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, вода, тепло)
Физминутка «Колосок растет»
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу)
- Народ сложил много пословиц о хлебе. Какие пословицы вызнаете?
Хлеб всему голова.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.
Вода вымоет, хлеб накормит.
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
И обед не в обед, коли хлеба нет.
- Молодцы, ребята, много пословиц знаете.
Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»
- Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.
Как же вырастить хлеб?
Игра: «Что сначала, что потом?
Дети последовательно раскладывают карточки: ( зернышко на пашне, росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб)
- Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?
Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?
Хлеб растет не для объедков,
От зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины). А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия).
- Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Для нас сегодня тоже испекли каравай.
Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:
Дай бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа
Рожь ужимиста
С колосу осьмина
С ползерна пирог
Счастья дай вам бог!
- Ребята, наши мамы напекли вам много хлебобулочных изделий.
Рассматривают выставку. Чаепитие.