В музыкальной педагогической практике существуют традиционные формы пропевания доступных мелодий и тем из инструментальных и вокальных произведений различных композиторов. К ним можно отнести вокализацию - пение мелодий на гласные звуки или слоги, а также сольфеджирование – исполнение музыки нотами.
Многие учителя музыки уделяют значительное внимание исполнению мелодий из прослушиваемых музыкальных сочинений. Например, Н.Л.Гродзенская считала, что пение тем способствует развитию интереса к музыке и расширяет возможности ее восприятия, обогащает интонационный словарь учащихся, который со временем поможет им определить творческий почерк (стиль) композиторов. Кроме того, предварительное освоение темы произведения позволяет свободно и с увлечением следить за развитием музыкального образа. На полезность метода вокализации указывал Ю.Б. Алиев, который отмечал, что пропевание мелодий, доступных детям, помогает лучше почувствовать и запомнить музыку.
Применяя в своей педагогической деятельности традиционные формы интонирования тем и мелодий, я заметила, что учащиеся выполняют это задание неохотно, без особого желания и интереса. Причиной этого является, на мой взгляд, несколько “искусственная” форма исполнения мелодий (на слог, на гласную, с названием нот), что больше напоминает вокальное упражнение или урок сольфеджио и поэтому не вызывает у детей радостного эмоционального отклика. Для того, чтобы процесс пропевания инструментальных мелодий и тем был более увлекательным, я попробовала сочинять к мелодиям, доступным для пения, поэтическое сопровождение (поэтический текст). Сочинитель поэтического текста выступает в роли интерпретатора авторского замысла и поэтому должен адекватно (точно, глубоко, органично, художественно) отразить его в своем поэтическом прочтении.
Исполнение детьми инструментальных мелодий с поэтическим текстом вызвало у ребят больший интерес и желание петь эти мелодии. Классическая мелодия с поэтическим текстом – это своего рода песня, которую можно просто спеть в любой жизненной ситуации и звучит она естественнее, увлекательнее, понятнее. Благодаря этому приему учащиеся хорошо запоминают начало многих произведений, легко узнают их при повторном звучании.
Сочинение поэтического текста к инструментальным произведениям – это явление в музыкальной практике не новое. В хоровой литературе встречаются поэтические переложения классических инструментальных миниатюр для хорового исполнения, к примеру, пьеса “Марш деревянных солдатиков” из “Детского альбома” П.И.Чайковского или “Музыкальный момент” фа минор для фортепиано Шуберта и др.
В приложении 1 публикуются классические мелодии из инструментальных произведений, которые, как правило, носят изобразительный и жанровый характер, имеют литературную программу или сюжетную основу, а также темы из сочинений непрограммной, неизобразительной направленности. Они вошли в сборник, который называется “Радуга”. Это название для меня имеет символический смысл как выражение союза между музыкой композитора и духовным миром ребенка (радуга – библейский символ союза между богом и человеком).
Многие мелодии с текстами любимы моими учениками, и, надеюсь, привлекут внимание и других учителей музыки.