Категория слушателей: родители учащихся 4-х классов.
Участники собрания: классный руководитель, психолог, врач-нарколог.
Форма проведения: ролевая игра, тренинг, беседа.
Цель: информировать родителей о вреде курения среди школьников; о системе профилактике вредных привычек в младшем школьном возрасте. Формирование личной позиции к курению.
Информационно-материальное обеспечение: плакат о вреде курения глазами детей, статистические данные о смертности населения, «Что разрушает никотин». Презентация.
Ход собрания.
1. Вступление. Возможно, вы считаете, что детей в начальной школе мало интересуют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака. Вы не одиноки. Так думают и многие. К сожалению факты свидетельствуют о другом. Дети уже в возрасте 7-10 лет сталкиваются с этим веществом в жизни и интересуются его действием.Опрос учащихся 3-х-4-х классов ,проведённый в ряде школ г.Омска, в 2007 году,показал,что каждый 8-й учащийся пробовал курить. У половины опрошенных курили друзья, каждый 5-й «испытывался на прочность»:друзья предлагали ему сигареты.
2. Исследовательское задание: Нарисовать заядлого курильщика.
3. Тренинг
Вспомните опасные последствия курения.
Дайте отрицательную оценку выбору, сделанному в пользу курения.
Какие могут быть отрицательные полследствия курения?
Действительно ли имеются «плюсы» курения?
4. Информ-дайджест
В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Курение- самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодёжи.
Коварству табака нет предела. По подсчётам английских врачей, например, Великобритания потеряла за последние 35 лет миллион своих жителей из-за этого пристрастия.
Почему же курение табака так губительно действует на человека?
Дело в том, что при курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется около 30 вредных веществ. Главный яд табака- никотин.
По своей токсичности он не уступает синильной кислоте. Однократная доза чистого никотина в 0,08- 0,16 грамма смертельна для человека. При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу облучения, которая в несколько раз больше дозы, установленной международным соглашением по защите радиации в качестве опасной для человека.Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, лёгких, печени, органов пищеварения, половых желёз. Попав в организм человека, этот яд за короткое время вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Никотин влияет и на органы чувств, понижает остроту зрения и слуха, притупляет обоняние и вкус.
А теперь давайте проследим, какие проблемы возникают у детей ,которые курят?
Идёт обсуждение между родителями и они высказывают свои предположения.
Где достать деньги на покупку сигарет?
Могут начаться проблемы с родителями.
Приходится курить тайком, что тоже не очень приятно.
Плохо пахнет от волос и одежды, плохое самочувствие, понижается успеваемость.
А что произойдёт во взрослой жизни с ребятами, которые не бросят курить сейчас?
Проблемы со здоровьем
Приходится тратить деньги на сигареты, следовательно семья чего-то лишается
Могут возникнуть ссоры из-за курения с родственниками
Плохой пример для детей
Раньше времени стареют, болеют, умирают.
Информ-дайджест.
Всё верно, статистика показывает, что ежегодно преждевременная смертельность уносит 25 тысяч канадцев,50 тысяч англичан,250 тысяч американцев. Первопричиной в 90% случаях заболевания раком лёгких и 25 % сердечно-сосудистых заболеваний является курение.
Без сомнения, курить вредно всем. У женщин, так же как и у мужчин, курение увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, рака лёгких, язвы желудка. Но курение приносит женщине и дополнительный ,весьма ощутимый вред. Страдает не только физическое её развитие, но и внешний вид. Вместе с табачным дымом улетучивается красота, женственность.В среднем курящие люди живут на 6-8 лет меньше, чем некурящие. Так следует ли за такое сомнительное удовольствие платить такую дорогую цену?!Это медленное самоубийство начинается нередко с самого раннего детства. И уже не удивишься, что более 80% курящих начали заниматься этим в возрасте до 18 лет. Думаю, что приведённое должно вас убедить, как вредно это занятие и тем более для растущего организма ваших детей.
Давайте попробуем разыграть 2 ситуации.
5. Проведём ролевую игру.
Ситуация №1.
Три девушки зашли в кафе после школы. Сели за столик. Одна из них достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Одна из них не курит совсем, другая изредка, но сейчас взяла сигарету. Как поступить той, что не курит?
Среди родителей раздаются роли и разыгрывается ситуация.
Затем идет обсуждение среди родителей и психолог помогает в разрешении этой проблемы.
Ситуация №2.
В некоторых семьях курят родители. Вы- дети, много знаете о вреде курения и беспокоитесь за здоровье родных людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как помочь родителям, какие дать советы? Чем бы вы могли помочь?
Раздаются роли, разыгрывается ситуация.
Затем так же идёт обсуждение среди родителей и помогает психолог.
6. Исследовательское задание.
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет цели нации»,- сказал Оноре де Бальзак.По группам:
Сформулируйте ,пожалуйста, или приведите примеры последствий, которые несёт употребление табака.
Родители обсуждают в группах (кто-то записывает, кто-то рисует),а затем всё вывешивается на доску и рассказывается.
- При курении возникают злокачественные опухоли.
- На рисунке показаны разрушающиеся зубы курильщика -жёлтые, из рта неприятный запах, собеседники закрываются от него.
- Нарисован человек и рядом собака, у них у обоих сильное слюноотделение.
- Постоянное курение сопровождается бронхитом, различные инфекционные заболевания.
- В результате поступления дыма кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом. Нарушается дыхание, без которого не возможно жить.
- Рисунок: На теле курящего лежат несколько пиявок. Утором, до первой затяжки, с пиявками ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую сигарету, пиявки отвалились в судорогах.Вряд ли сегодня найдётся человек, который отрицал бы, что курение вредно. Покажем это на наглядном примере. Эксперимент поможет вам принять окончательное решение со знанием дела: курить или не курить?
7. Проводится опыт без взрыва.
С помощью этого опыта демонстрируется, что конденсируется в лёгких у курильщика, после выкуренной сигареты.
И сейчас один из родителей от вашей микрогруппы выступит в роли пропагандиста здорового образа жизни - это специалист по антиникатиновой пропаганде. Он должен найти конкретные аргументы, которые просто и доходчиво, но с научной точки зрения помогут вам убедить человека или совсем отказаться от курения, или уменьшить желание курить.
8. Ролевая игра-ситуация: курильщик и специалист.
9. Подведение итогов.
Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. И, конечно, как любой современный человек, уделяйте внимание спорту, приучайте к нему своих детей.
И последнее.
Семейная профилактика оказывается тесно связана с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни-потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с курением.
Список используемой литературы:
- Классный час играючи. Выпуск 6.В.А.Герасимова.Москва, 2005.
- Мир детства: Младший школьник./Под ред.А.Г.Хрипковой.М., 2002.
- Семья и школа.1988-2000.
- Уроки для родителей. Как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. «Проект ХОУП». М., 2000.
- Модульный курс профилактики курения. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. М., «ВАКО», 2006.
- Справочник классного руководителя 1-4 классы. Под ред. Н.И.Дереклеева. М., «ВАКО», 2005.