Урок математики в 3-м классе по теме "Календарь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с историей возникновения календаря.
  2. Отработать навыки устных вычислений.
  3. Закрепить умение выполнять умножение и деление многозначных чисел.
  4. Развивать речь детей.
  5. Формировать умение общаться друг с другом и  принимать коллективные решения.

Оборудование:

  • двухсторонние карточки с числами и буквами,
  • календарь,
  • толковый словарь,
  • раздаточный материал (проблемные задачи, примеры и таблицы для расшифровки слов).

Ход урока

1. Знакомство с темой урока

Работа с числовыми карточками:

29

52

11

38

50

92

61

85

76

- Рассмотрите эти числа и скажите, что их объединяет?

- Назовите наибольшее число. Назовите наименьшее число.

- Какое число мы можем назвать «лишним»?

- А теперь найдите среди этих чисел правильные ответы:

  1. к 43 прибавить 9  (52)
  2. из 84 вычесть 8  (76)
  3. 51 – 40  (11)
  4. 4 + 57  (61)
  5. 36 уменьшить на 7  (29)
  6. 15 увеличить на 70  (85)
  7. найдите сумму чисел 86 и 6  (92)
  8. найдите разность чисел 47 и 9  (38)
  9. на сколько 63 больше чем 13?  (50)

В ходе устного счёта карточки с числами выставляются в нужной последовательности:

52

76

11

61

29

85

92

38

50

- Молодцы, вы очень хорошо считали. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Учитель предлагает ребятам перевернуть карточки с числами и прочитать слово:

К

А

Л

Е

Н

Д

А

Р

Ь

- Тема нашего урока – «Календарь». А что такое «календарь»?

Учащиеся самостоятельно дают определения понятия «календарь», а затем знакомятся с определением, данным в толковом словаре.

- Для чего же людям нужен календарь?

- Проверим, умеете ли вы пользоваться календарём.

Учащимся предлагается устно выполнить задания № 1 и № 2 на странице учебника 51 (Л.Г. Петерсон Математика 3 класс. 2 часть)

2. Работа над темой урока

- На разных языках мира названия месяцев звучат по-разному, у разных народов месяцы имеют различные названия. А календарь – он одинаков для всех людей?

- Как вы считаете, календарь всегда выглядел так, как сейчас? Всегда ли люди, так же как мы сейчас, вели счёт дням, неделям, годам?

- Хотите совершить путешествие в прошлое и познакомиться с историей календаря?

Учащимся предлагается, работая в четвёрках, решить проблемные задачи (приложение 1). После окончания групповой работы, учитель фиксирует на доске ответы каждой группы, не комментируя их.

- Оказывается, в истории календаря много интересного и пока что нам непонятного. Давайте обратимся за помощью к тексту учебника.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на страницах 49 – 50  (Л.Г. Петерсон Математика 3 класс. 2 часть), при этом используется приём «чтение с маркировкой».

- Что из прочитанного вы уже знали?

- Что нового вы узнали, прочитав текст учебника?

- Что осталось для вас непонятным?

- А что вас заинтересовало?

- В прочитанном вами тексте много интересных слов, которые надо запомнить.

Учащимся предлагается, работая в четвёрках, решить примеры и расшифровать слово (приложение 2). После окончания групповой работы, учитель просит не только назвать расшифрованное слово, но и объяснить, что оно обозначает.

3. Обобщение материала изученного на уроке

- Ну а теперь, когда мы так много узнали об истории календаря, давайте проверим  верно ли вы решили задачи в начале нашего урока.

Сначала учащиеся проверяют свою работу в группах, а затем подтверждают или опровергают свой первоначальный ответ.

4. Подведение итогов урока