Цели урока:
- Познакомить детей с историей возникновения календаря.
- Отработать навыки устных вычислений.
- Закрепить умение выполнять умножение и деление многозначных чисел.
- Развивать речь детей.
- Формировать умение общаться друг с другом и принимать коллективные решения.
Оборудование:
- двухсторонние карточки с числами и буквами,
- календарь,
- толковый словарь,
- раздаточный материал (проблемные задачи, примеры и таблицы для расшифровки слов).
Ход урока
1. Знакомство с темой урока
Работа с числовыми карточками:
29 |
52 |
11 |
38 |
50 |
92 |
61 |
85 |
76 |
---|
- Рассмотрите эти числа и скажите, что их объединяет?
- Назовите наибольшее число. Назовите наименьшее число.
- Какое число мы можем назвать «лишним»?
- А теперь найдите среди этих чисел правильные ответы:
- к 43 прибавить 9 (52)
- из 84 вычесть 8 (76)
- 51 – 40 (11)
- 4 + 57 (61)
- 36 уменьшить на 7 (29)
- 15 увеличить на 70 (85)
- найдите сумму чисел 86 и 6 (92)
- найдите разность чисел 47 и 9 (38)
- на сколько 63 больше чем 13? (50)
В ходе устного счёта карточки с числами выставляются в нужной последовательности:
52 |
76 |
11 |
61 |
29 |
85 |
92 |
38 |
50 |
---|
- Молодцы, вы очень хорошо считали. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Учитель предлагает ребятам перевернуть карточки с числами и прочитать слово:
К |
А |
Л |
Е |
Н |
Д |
А |
Р |
Ь |
---|
- Тема нашего урока – «Календарь». А что такое «календарь»?
Учащиеся самостоятельно дают определения понятия «календарь», а затем знакомятся с определением, данным в толковом словаре.
- Для чего же людям нужен календарь?
- Проверим, умеете ли вы пользоваться календарём.
Учащимся предлагается устно выполнить задания № 1 и № 2 на странице учебника 51 (Л.Г. Петерсон Математика 3 класс. 2 часть)
2. Работа над темой урока
- На разных языках мира названия месяцев звучат по-разному, у разных народов месяцы имеют различные названия. А календарь – он одинаков для всех людей?
- Как вы считаете, календарь всегда выглядел так, как сейчас? Всегда ли люди, так же как мы сейчас, вели счёт дням, неделям, годам?
- Хотите совершить путешествие в прошлое и познакомиться с историей календаря?
Учащимся предлагается, работая в четвёрках, решить проблемные задачи (приложение 1). После окончания групповой работы, учитель фиксирует на доске ответы каждой группы, не комментируя их.
- Оказывается, в истории календаря много интересного и пока что нам непонятного. Давайте обратимся за помощью к тексту учебника.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на страницах 49 – 50 (Л.Г. Петерсон Математика 3 класс. 2 часть), при этом используется приём «чтение с маркировкой».
- Что из прочитанного вы уже знали?
- Что нового вы узнали, прочитав текст учебника?
- Что осталось для вас непонятным?
- А что вас заинтересовало?
- В прочитанном вами тексте много интересных слов, которые надо запомнить.
Учащимся предлагается, работая в четвёрках, решить примеры и расшифровать слово (приложение 2). После окончания групповой работы, учитель просит не только назвать расшифрованное слово, но и объяснить, что оно обозначает.
3. Обобщение материала изученного на уроке
- Ну а теперь, когда мы так много узнали об истории календаря, давайте проверим верно ли вы решили задачи в начале нашего урока.
Сначала учащиеся проверяют свою работу в группах, а затем подтверждают или опровергают свой первоначальный ответ.
4. Подведение итогов урока