Урок математики по теме "Отличное число" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • формирование умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5.
  • пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел.

Оборудование: большой плакат с изображением Цветочного города, слайды с изображением героев сказки «Приключения Незнайки и его друзей», с разными заданиями, компьютер и мультимедиа приставка, учебник М.И. Башмаков Математика 1 класс, рабочая тетрадь № 1 на печатной основе.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

2. Вступительное слово учителя

(Показывает Слайд № 1 с изображением Незнайки, около изображены цифры, знаки +,  - , <, >, отрезки, числовой луч).

- Ребята, к нам на урок математики пожаловал гость. Как зовут этого сказочного героя? Объясните, почему у него такое имя.

(Ответы детей).

- Кем только не хотел быть Незнайка: и художником, и музыкантом, и поэтом. А сегодня он хочет быть, как вы думаете кем? Почему?

(Ответы детей)

Вместе с Незнайкой мы совершим небольшое путешествие по Цветочному городу, в котором он жил. Мы все с вами превратимся в Кнопочек, Пилюлькиных, Винтиков, Шпунтиков, Торопыжек и Тюбиков, сказочных малышей и малышек, иначе их называли коротышками, которые живут в сказочной стране.

На доске открывается большой плакат с изображением Цветочного города и его жителями.

Итак, ребята, в путь!

3. Объявление темы урока

Сегодня новая тема – Отличное число. Тема вам известна. Какую же цель перед собой поставим на этом уроке – чему мы должны сегодня научиться, изучая вместе с Незнайкой данную тему?

(вспомним состав числа 5, сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 5)

4. Повторение изученного материала

- Приступаем к устному счёту.

- Пришло время поближе узнать жителей Цветочного города. Знакомьтесь, это самый умный коротышка. А зовут его?

(Слайд № 2 с изображением Знайки).

- Ребята, Знайка хочет, чтобы вы ответили ему на вопросы.

а) - Сколько дней в неделе?

- Как зовут твою маму?

- Назовите 5-й месяц года.

- На какой свет светофора переходят улицу?

- Назови маму жеребёнка.

б) - Познакомьтесь, это доктор Пилюлькин

(Слайд № 3 с изображением Пилюлькина ).

- Он хочет с вами поиграть. Игра «Покажи соседей». Мы будем показывать на доске запись, а вы поднимаете соответствующие карточки (см. рис. 1).


Рисунок 1

в) – Посмотрите, домики с числами. Незнайке интересно, как же можно «заселить» эти домики. На доске домики с карманчиками (см. рис. 2, рис. 3).


Рисунок 2


Рисунок 3

На свободное место нужно поставить соответствующую карточку. Один ученик работает у доски, комментируя вслух: 3 это 1 и 2 и т.д.

- А ещё Незнайка знает загадки в стихах, но не знает на них ответы. Поможем ему, ребята?

В садике гулял павлин,
Подошёл ещё один,
Два павлина за кустами,
Сколько их? Считайте сами. (4)

Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два - под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? (3)

Молодцы! Чудесно! А теперь мы отдохнём!

Физкультминутка № 1. [1]

Есть у нас и Торопыжки –
Все в коротеньких штанишках.

(Слайд № 4 с изображением Торопыжек).

- Они проведут с вами физкультминутку.

Я первый чемпион по спорту,
И чуть заря – я к теннисному корту
Зову друзей своих я на зарядку:
«А ну-ка, стройся! Рассчитайся по порядку!»
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Постарайся, позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

5. Работа над новым материалом

В Цветочном городе живёт Синеглазка (Слайд № 5). Она приготовила для вас, ребята, совершенно новое задание.

Задание на создание запоминающихся образов, связанных с числом 5: звезда, рука, 3 сестры и 2 брата. (Слайд № 6) Дети рассматривают картинки и рассказывают, сколько пальцев на руке, сколько вершин у звезды, сколько сестёр и братьев.

- Расскажите что-нибудь ещё про число 5.

Синеглазке очень понравилось, как вы работаете.

6. Комплексное задание, направленное на запоминание состава числа 5


Рисунок 4

- Рассмотрите рисунки. Опишем первый рисунок.

-Сколько больших чашек? (1 большая чашка)

-Сколько маленьких чашек? (4 маленьких чашки)

-Какой схеме соответствует этот рисунок? (первой схеме)

-Запишем равенство в тетрадь 5=1+4

-Как этот же рисунок можно описать по-другому? (4 красных чашки 1 зелёная чашка: 5=4+1)

-Рассмотрим второй рисунок. Сколько жёлтых чашек? (2 жёлтых чашки)

-Сколько зелёных чашек? (3 зелёных чашки )

-Какой схеме соответствует рисунок? (второй схеме)

-Запишем равенство 5=2+3

-А по-другому как можно описать рисунок? (3 чашки из одного сервиза и 2 чашки из другого сервиза: 5=3+2)

Физкультминутка № 2 (на снятие усталости)

Подняли головы вверх, нарисовали носом на потолке цифру пять, цифру два. Опустили головы. Не поворачивая головы, посмотреть на соседа слева, справа, на меня, на парту, на потолок.

А теперь пусть отдохнуть пальчики. (Физкультминутка на снятие усталости с пальцев рук.) Считая, загибаем с силой пальчики:

Раз картошка, два картошка,
Три, четыре, пять,
Шесть картошка,
Семь картошка – начинай опять.

7. Пропедевтика правила перестановки чисел в сумме. Работа в парах

-Ребята, к нам спешит маленькая Кнопочка из Цветочного города. Встречайте! (Слайд № 7)

-Сравниваем суммы чисел с опорой на схему.

1+4…4+1       2+3…3+2

8. Работа по учебнику

-Знайка торопится к нам опять. Ему не терпится выполнить задание № 4 на с.78. Вспомним состав чисел 3,4,5. Работаем в группах: 1группа - состав числа 5; 2 группа - состав числа 4; 3 группа - состав числа 3. Равенства записываем в тетрадь.

9. Пришёл черёд весёлых работников-мастеров и плотников. Встречайте! Винтик и Шпунтик! (Слайд № 8).  У Винтиков и Шпунтиков золотые руки. Они любят трудиться. И вам, ребята, они приготовили задание, с которым вы должны справиться обязательно. Иначе коротышки очень сильно расстроятся и покинут Цветочный город. А нам этого не хочется.

Применение знаний состава числа 5 для дополнения количества предметов, изображённых на рисунке. № 5 с.79.

10. Интересное задание предлагает Незнайка (Слайд № 9)

(Работа с ножницами). Даны квадраты. Нужно обрезать уголок так, чтобы получился пятиугольник. Насколько увеличится число углов и сторон?

(У пятиугольника - 5 сторон и 5 углов. Значит, число углов увеличится на 1)

Как разрезать квадрат, чтобы получился треугольник?

11. Итог урока

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, мы много успели сделать. Наше путешествие по сказочному Цветочному городу  закончилось.

- С каким числом мы работали? (С числом5)

- Сколько предметов обозначает число 5? (5 предметов.)

- С помощью какой цифры записываем число 5? (Цифры 5.)

- За каким числом следует число 5? (За числом 4.)

- Из каких частей состоит число 5? (Из 4 и 1, 2 и 3, 2 и 3, 1 и 4.)

- Четное или нечетное число 5? (Нечетное.)

Что помогло вам при преодолении трудностей? (Смекалка, логика, дружба, взаимовыручка). Ребята, Незнайке очень понравилось быть математиком, он значительно поумнел. А вас за хорошие знания он хочет наградить: он дарит вам шоколадные медальки и желает успехов в дальнейшей учебе.

Использованная литература

Педсовет // № 1 2006 г., стр.6