Цель: в доступной форме познакомить мастеров производственного обучения и преподавателей НПУ №4 с содержанием профессии «портной». Реализация творческих способностей мастеров производственного обучения.
Задачи:
- обмен опытом;
- развитие творческого подхода к обучению;
- популяризация профессий.
Организация и проведение:
1. Мастер-класс проводится на базе НПУ №4. Место проведения - швейная мастерская.
2. Организуют и проводят мероприятие мастера производственного обучения, осуществляющие подготовку по профессии «портной».
3. Подготовка и проведения мероприятия проводится во внеурочное время.
4. Для проведения мастер-класса организаторам мероприятия необходимо разработать:
- сценарий мероприятия;
- определить дату и время проведения мероприятия;
- приобрести материальные средства для проведения мероприятия;
- подготовить швейный цех и рабочие места.
Оборудование:
• столы для ручных работ - 10;
• швейные машины 1022М кл. - 10;
• утюжильная доска - 1;
• утюг - 1;
• инструменты и приспособления для ручных работ – 10 комплектов;
• нитки, крой полотенец - 10.
Оформление доски:
• тема урока;
• ТБ в виде трёх ромашек (ручные, машинные и утюжильные работы).
Сценарий разработали мастера производственного обучения Кураева Л.А. и Бушуева Е.И.
При разработке мероприятия учитывались следующие особенности:
• в качестве учащихся выступали мастера производственного обучения и преподаватели НПУ №4, некоторые из которых вообще не владели навыками работы с ручной иглой, а тем более никогда не работали за швейной машинкой;
• т.к. мероприятие проводится после работы, то оно должно было быть малозатратным по времени и усилиям;
• немаловажным условием было создание хорошего настроения у участников мероприятия;
• желание организаторов мероприятия в игровой форме рассказать о серьёзной стороне своей профессии.
Затраченное время – 1 час Приложение 1
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1
На златом крыльце сидели
И не просто так, при деле
Автослесарь и водитель,
и художник-оформитель,
Плотник – просто супермен
Пекарь, сварщик и бармен,
И маляр, и продавец
Оператор-удалец
Повара-кондитера
Все собрались на «УРА»!
Каждый здесь мастеровой
Нынче будешь ты – ПОРТНОЙ!
Ведущий 2
Здравствуйте! Мы пригласили вас сегодня в швейную мастерскую, чтобы поделиться своими знаниями и опытом. А чтобы это было и полезно и наглядно, мы предлагаем вам принять участие в игре-занятии, которое будет носить не совсем серьезный характер.
Тема занятия: «Изготовление полотенца».
Цель занятия можно выразить следующим четверостишием:
Дело мастера боится
Не умеешь? Что ж такого!
Мы сейчас тебя научим
Разбудить в себе …..(ПОРТНОГО!– хором подсказывают участники).
Ведущий 3
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изготовлению полотенца, необходимо познакомится с основными условиями техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.
Для этого я предлагаю каждому участнику по очереди пройти к доске, где закреплены три ромашки, каждая из которых соответствует определенному виду работ и, взяв один из листочков цветка – прочитать правила по технике безопасности вслух. Правила написаны с обратной стороны белых листочков цветов. Начнем с ручных работ, символ которых, катушка ниток с ручной иголкой, изображён в серединке цветка. А закончим утюжильными работами – символ утюг.
РУЧНЫЕ РАБОТЫ
1. Чтобы смог ты аккуратно сшить, сметать и распороть,
Не забудь надеть наперсток, пальчик, чтоб не уколоть!
2. Все в игольницу иголки аккуратно собери
И как маленький ребенок в рот иголки не бери!
3. Если друг, сидящий рядом, просит ножницы у вас
Подавай вперед колечком, береги соседский глаз!
МАШИННЫЕ РАБОТЫ
УТЮЖИЛЬНЫЕ РАБОТЫ
1. Убирай всегда на место свой любимый инструмент,
А не то получишь по лбу, от него в любой момент!
2. Чтобы не сломать свой пальчик и не потерять покой
Помни, тормозить не надо колесо своей рукой!
3. Низко ты не наклоняйся, береги свою косу!
Чтобы нитепритягатель шрам не сделал на носу!
1. Если утюгу не нужно уже больше нагреваться
Ты за шнур его не дергай, «хвостик» может оторваться!
2. Если нужно о нагреве утюга вам убедиться,
Ты его не трогай пальцем – пальчик может отвалиться!
3. Чтоб утюг всегда работал и служил тебе годами,
Не роняй его ты на пол, не играйся с проводами!
Ведущая 1
Мы познакомились с основными моментами техники безопасности и теперь перейдем к изготовлению наших полотенец. У каждого на столе лежит крой полотенца, нитки для выполнения временных строчек, ножницы и ручные иглы в игольницах. Для обработки коротких сторон полотенца я рекомендую шов вподгибку с закрытым срезом (объясняется последовательность выполнения шва и его параметры, на доске – графическое изображение шва, на столах у участников инструкционные карты) Приложение 2
Ведущая 2
Вторым этапом изготовления полотенца будет выполнение шва на швейной машинке. Прежде чем мы начнем строчить полотенце, нам необходимо приобрести навыки работы на швейной машинке и потренироваться в выполнении прямых строчек. У каждого на столе лежит карточка, в которой указан алгоритм действий при работе на швейной машинке Приложение 3.
Заключительным этапом является – удаление строчек временного назначение и утюжка готового полотенца.
Ведущие объясняют участникам последовательность выполнения закрепок, строчек. Участники выполняют тренировочные упражнения на кусочках материала.
Ведущая 3
Итак, вводный инструктаж закончен, переходим к изготовлению полотенца (звучит ободряющая музыка, участники шьют полотенца, ведущие конкурса, наблюдают за работой участников и дают, если это необходимо, дополнительные консультации). Время работы 40 минут.
По мере выполнения задания участники сдают готовые полотенца. Ведущие, проверив качество изготовления полотенца и учтя время, затраченное на выполнение - оценивает работу каждого участника, присваивая ему номинацию.
НОМИНАЦИИ
«Полотенце и салфетку отшиваю как конфетку!»
«Мы те, в которых, еще есть порох!»
«Приложил немало сил, все равно наколбасил!»
«Хоть расстроилась машинка, полотенце как картинка!»
«Легко металось, легко строчилось. А вот закрепка - не получилась!»
«И я старалась, никто не спорит, такую строчку – фиг, кто распорет!»
«Моя работа вполне красива, а вот машинка строчила криво!»
«С таким стараньем я это шила, что получилось довольно мило!»
«С прямой наметкой и швом приличным, я называюсь портным отличным!»
«Я наметала и то весомо, все остальное – сошью я дома!»
Чтобы во время присуждения номинаций участники не скучали, им предлагается составить стихотворение «Ода полотенцу». Для этого участники мастер-класса делятся на три группы. Каждой группе предлагаются карточки (разного цвета), на которых написаны по две строчки стихотворения. Необходимо за 3 минуты составить восьмистишие. Стихотворение участники зачитывают вслух, в последовательности указанной ведущим конкурса (зелёные, красные, синие карточки).
ОДА ПОЛОТЕНЦУ
1.
ЕСЛИ В ВАШЕМ ДОМЕ ГОСТИ
ИЛИ ВСТРЕЧА «НОСТАЛЬЖИ»,
КАЖДОЙ ГОСТЬЕ НА КОЛЕНКИ
ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОЖИ!А ВСТРЕЧАЕМ НОВОБРАЧНЫХ
ВИДИМ РАДОСТЬ НА ЛИЦЕ,
МЫ РАСШИТЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ
ИХ ВСТРЕЧАЕМ НА КРЫЛЬЦЕ!2.
МЫ НА КУХНЕ МОЕМ РУКИ
УТРОМ, ВЕЧЕРОМ И ДНЕМ,
И НЕ ТРЕМ ИХ О ПЕРЕДНИК,
ПОЛОТЕНЦЕМ ПРОМОКНЕМ!А УХАЖИВАТЬ БЫВАЕТ,
ДОВЕДЕТСЯ ЗА БОЛЬНЫМ,
МЫ ЕМУ КОМПРЕСС ПОЛОЖИМ
ПОЛОТЕНЧИКОМ ЛЬНЯНЫМ.3.
ЧТОБ ЛИЦО РУМЯННЫМ БЫЛО
И НЕ СТАРИЛОСЬ ОНО,
ПОЛОТЕНЦЕ НЕПРЕМЕННО
НАТУРАЛЬНЫМ БЫТЬ ДОЛЖНО!ПОТОМУ ЕГО МЫ ЦЕНИМ,
ЛЮБИМ МЫ ЕГО ДАВНО!
СЛАВА! СЛАВА ПОЛОТЕНЦУ!
ОЧЕНЬ НУЖНОЕ ОНО!
Участникам в подарок вручаются изготовленные ими полотенца, зачитываются номинации и вручаются рекламные памфлеты по профессии «портной» Приложение 4.
Для обсуждения результатов все приглашаются за круглый стол, где во время чаепития каждый участник высказывает свое мнение о проведенном мероприятии (что понравилось, что надо бы было изменить, дополнить и др.).
Ведущие мастер-класса благодарят участников.