Согласно определению интеллект – это ум, общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также свойство личности, выражающееся в творческом преобразовании опыта. А марафон – соревнование. Иначе говоря, интеллектуальный марафон – это соревнование ума, способностей и опыта.
Интеллектуальный марафон – это интеллектуальные соревнования учащихся, в процессе которого осуществляется учебно-воспитательная работа, направленная на развитие личности каждого участника. Участвуя в интеллектуальном марафоне, учащиеся проявляют стремление к самореализации. Полученный результат способствует формированию у учащегося адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
- продемонстрировать и развить приобретённые им общеучебные умения и знания;
- проявить интеллектуальные способности;
- развивать логическое мышление;
- пробудить интерес к решению нестандартных задач;
- научиться применять полученные знания на практике.
Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки программы, но некоторые задания рассчитаны на смекалку и общую эрудицию учащихся. При выполнении таких заданий учащиеся могут проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умению классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, «включая» интуицию и воображение.
Проведение интеллектуального марафона является неформальным срезом уровня качества и обученности учащихся и помогает выявить наиболее способных учащихся, умеющих мыслить не стандартно, способствует развитию интересов и способностей учащихся.
«Ум заключается не только в знании,
но и в умении применить знания на деле».
Аристотель
Цели.
В развлекательной форме повторить пройденный материал; содействовать повышению мотивации к изучению предметов профессионального цикла.
Способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся; развитию коммуникативных умений.
Способствовать воспитанию интереса к профессии, положительного отношения к знаниям.
Задачи:
1. создать условия для проявления каждым учащимся своих способностей, интеллекта, умений;
2. создать условия для развития у учащихся таких качества, как умения слушать другого человека, работать в группе; критичность мышления; способность к творческой работе над собой.
Подготовительные этапы:
подготовить материал для проведения интеллектуального марафона;
назначить дату проведения интеллектуального марафона;
за неделю до мероприятия скомплектовать команды;
определить состав жюри.
В интеллектуальном марафоне участвуют три (разноуровневые) команды. В каждой команде 4 участника – по одному учащемуся третьего и четвёртого курса и два учащихся первого курса. Такое сочетание участников в командах позволяет разнообразить задания и способствует преемственности.
Время работы – 2 часа.
Оборудование. Карточки-задания. Магнитофон.
На доске. Эпиграф мероприятия.
Таблица рейтинга команд. Приложение 1
ополнительные пояснения к задачам.
Структура мероприятия (за полной версией обращаться к автору)
- Сообщение темы и цели конкурса.
- Представление команд и членов жюри.
- Объяснение участникам правил и порядка оценивания выполненных заданий.
- Выполнение учащимися заданий, проверка ответов членами жюри и оценивание выполненного задания.
Задания на внимание (максимальное количество баллов - 16). Время на выполнение 8 минут.
Задания на логику (максимальное количество баллов – 7). Время на выполнения 11 минут.
Задание на структурирование (максимальное количество баллов – 7). Время на выполнение 8 минут.
Задания на ассоциацию (максимальное количество баллов - 27). Время на выполнение 16 минут.
Задания на пространство (максимальное количество баллов - 2). Время на выполнение 6 минут.
Задания на эрудицию (максимальное количество баллов – 10). Время на выполнение задания 5 минут.
Максимальное количество баллов за марафон – 84.
Подведение итогов интеллектуального марафона. Определение победителя.
Ход мероприятия (сокращённый вариант)
Здравствуйте! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие, а интеллектуальный марафон – соревнование умных, находчивых и сообразительных. Цель нашего мероприятия – в развлекательной форме повторить пройденный материал.
Задания, которые вы сегодня услышите и на которые попытаетесь дать правильный ответ, в строго отведённое время, очень разнообразны и потребуют от вас не только знаний специальных предметов, но смекалки и находчивости. Ведь ещё Аристотель заметил, что «Ум заключается не только в знании, но и в умении применить знания на деле».
Марафон состоит из шести этапов. Каждый этап предусматривает несколько заданий. Задания для каждой команды будут индивидуальными. Каждое выполненное задание вы сдаёте на проверку жюри, а моя помощница будет заносить набранными вами баллы в таблицу рейтинга команд. Команда, справившаяся с заданием раньше указанного времени поднимает руку и при полностью правильном ответе получает к своему рейтингу дополнительный балл.
По результатам всех выполненных заданий жюри определит команду-победителя.
Итак, члены нашего жюри (представление).
Для выполнения заданий у вас на столах лежат карандаши, резинки (чтобы вы могли внести корректировку в ответ, если потребуется) и бумага. Прошу не забывать народную пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». Но и постарайтесь не мешать друг другу. Работу начинаем и заканчиваем по моей команде. В случае преждевременного начала работы жюри имеет право штрафовать команду.
Желаю вам всем отличного настроения и удачи!
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Слух, зрение, обоняние, вкус, осязание – именно эти чувства являются каналами, по которым наш мозг получает информацию о внешнем мире. Эта информация и питает нашу память. По словам блаженного Августина, чувства – это «входные двери», которые ведут в «обширные палаты дворца нашей памяти». Память – это способность запоминать, хранить и в дальнейшем воспроизводить или узнавать то, что было увидено, услышано, прочитано или сделано. Как вы поняли, первые два задания будут на память.
Первое задание называется «Заполни пропуски». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых зашифровано, пять профессиональных терминов. Необходимо за 5 минут разгадать и заполнить пропущенные буквы. Каждый прочерк – буква. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл. Время пошло! Приложение 2.
Время закончилось!
Помощница собирает ответы групп и передает жюри на стол. И пока учащиеся работают над следующим заданием, жюри проверяет и оценивает выполненное. Количество баллов, набранное каждой командой, помощница заносит в таблицу рейтинга команд.
Второе задание называется «Верно, или нет?» Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых написаны десять утверждений, касающихся технических условий. Вам необходимо согласиться и отметить это утверждение на карточке + или признать его неправильным и отметить это утверждение -. Время работы над заданием – 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл. Время пошло! Приложение 3
Время закончилось!
Помощница объявляет результаты каждого этапа и общее количество баллов, набранное каждой командой.
ВТОРОЙ ЭТАП
А как вы думаете, что нам позволяет запоминать и удерживать в памяти большое количество информации? Правильно – это внимание и оно неразрывно связано с нашей памятью. Быть внимательным значит уметь мобилизовать все свои чувства для восприятия окружающего мира. Ведь не зря перед какой-либо важной информацией, всегда произносят это волшебное слово – ВНИМАНИЕ! Следующие два задания будут на внимание.
Первое задание называется «Куча мала». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых изображены детали кроя изделия. Вам необходимо перечислить эти детали и указать их количество. Время работы над заданием – 5 минут. За каждую угаданную деталь 1 балл. Прошу ответы давать полные. Например, если это карман, то какой, если деталь полочки, то необходимо указать полное её название. Время пошло! Приложение 4
Время закончилось!
Второе задание называется «Крупный план». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых изображены фрагменты рисунка. Вам необходимо по фрагменту угадать, какая деталь изделия изображена на целом рисунке. Время работы над заданием – 3 минуты. Правильный ответ – 1 балл. Время пошло! Приложение 5
Время закончилось!
ТРЕТИЙ ЭТАП
А внимание мы можем удерживать только в том случае, если информация, которую мы слышим, звучит логично. Быть логичным – это значит рассуждать, следуя определённым правилам. Ведь не зря существует выражение «железная логика», когда вся информация пронизана одной идеей, как бусинки, нанизанные на одну ниточку и располагающиеся на ней по порядку, одна за другой. Следующие три задания будут на логику.
Первое задание называется «Дырявые рассказы». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки с выдержками из известных художественных произведений, которые содержат описание мужского или женского костюма. Необходимо, используя слова для справки, вставить их по смыслу в текст так, чтобы получилось логически правильное описание костюма. Время работы над заданием – 5 минут. Правильный ответ – 1 балл. Время пошло! Приложение 6
Время закончилось!
Второе задание называется «Лишнее слово». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых написаны группы слов. Каждая группа располагается на одной строке и состоит из пяти слов. Одно слово в группе лишнее, так как не имеет общего с остальными. Найдите и вычеркните его. Время работы над заданием – 3 минуты. За каждое, правильно найденное слово – 1 балл. Время пошло! Приложение 7
Время закончилось!
Третье задание называется «Найди чужака». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых изображены, пять рисунков машинных швов. Вам необходимо найти чужака затесавшегося не в свой ряд. Отметьте этот рисунок галочкой. Время работы над заданием – 3 минуты. За правильный ответ 1 балл. Время пошло! Приложение 8
Время закончилось!
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Логичные рассуждения приучают наш разум к структурированию информации, то есть к упорядочиванию её согласно определённым правилам.
Если вы будете тренировать логическое мышление, ваш мозг постоянно будет в тонусе. Это пойдёт на пользу интеллектуальной деятельности и пригодится в жизни. А ваша память от этого только выиграет. Следующие два задания будут на структурирование.
Первое задание называется «Склей слова». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст конверты, в которых находятся фрагменты слов. Вам необходимо соединить их так, чтобы получилось высказывания Габриэль Шанель. Время работы над заданием – 3 минуты. За правильный ответ 1 балл. Время пошло! Приложение 9
Время закончилось!
У каждой команды есть возможность заработать по одному дополнительному баллу, ответив на дополнительный вопрос. Я сейчас задам по одному вопросу каждой команде, если у команды, которой был адресован вопрос, не будет ответа, на него могут ответить две другие команды.
Вопрос для 1 команды.
Кутюрье, какой страны была Габриэль Шанель?
Вопрос для 2 команды.
Какой стиль Габриэль Шанель вводит во французскую моду?
Вопрос для 3 команды.
Назовите знаменитые духи, созданные Шанель.
Второе задание называется «Анаграммы». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых написаны, пять анаграмм профессиональных слов, меняя буквы местами нужно разгадать, что это за слова. Ответы напишите напротив анаграммы. Время работы над заданием – 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл. Время пошло! Приложение 10
Время закончилось!
ПЯТЫЙ ЭТАП
Зачастую у нас возникает досадное ощущение, что нужное слово «вертится на языке», но мы никак не можем его вспомнить! Иначе говоря, мы совершенно уверены, что необходимая информация есть в нашей памяти, но мы не можем получить к ней доступ. Опыт показывает, что в подобных случаях лучше не горячиться: скорее всего, через некоторое время забытое слово само придёт на память по какой-нибудь связанной с ним ассоциации.
Например, вам назвали животных – ворона и лисица, с чем они у вас ассоциируются? Конечно, с басней Крылова «Ворона и лисица». Название этих животных, которые были закодированы в памяти с образованием определённых ассоциацией, становятся указателями, направляющими процесс припоминания. Вот почему мы хорошо помним яркие события нашей личной жизни потому, что они у нас ассоциируются с нашими эмоциями. Следующие четыре задания на ассоциацию.
Первое задание называется «Ребус». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых зашифровано название стиля, применяемого в одежде. Вам необходимо его расшифровать.
У вас есть возможность заработать дополнительно 2 балла, дав определение расшифрованному стилю. Если у команды не будет ответа, на него могут ответить две другие команды. Время работы над заданием – 3 минуты. За правильный ответ 1 балл. Время пошло! Приложение 11
Время закончилось!
Второе задание называется «Общее окончание». Перед вами на доске карточки, на первой указаны: номер команды и предлагаемое окончание. Вспомните как можно больше профессиональных слов (существительных), с предложенным окончанием. На второй карточке вы видите пример решения такого задания. Время работы над заданием – 5 минут. За каждое правильное слово 1 балл. Время пошло! Приложение 12
Время закончилось!
Третье задание называется «Подбери пару». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых написаны десять слов. К предложенному слову надо подобрать пару (существительное) так, чтобы оно ассоциировалось с первым словом и имело одно значение. Обратите внимание на доску, на карточку с примером решения такого задания. Время работы над заданием – 5 минут. За каждое правильное слово 1 балл. Время пошло! Приложение 13
Время закончилось!
Четвёртое задание называется «Найди общее». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых написаны группы слов. Каждая группа располагается на одной строке и состоит из трёх слов. Найдите общее слово (существительное), объединяющее все предложенные слова. Обратите внимание на доску, на карточку с примером решения такого задания. Время работы над заданием – 3 минуты. За каждое правильное слово 1 балл. Время пошло! Приложение 14
Время закончилось!
ШЕСТОЙ ЭТАП
Всем известно, каким богатым воображением наделены дети – достаточно вспомнить хотя бы те невероятные оправдания, которые они придумывают, чтобы избежать наказания за свои проделки! Благодаря этой способности они могут создавать целые миры, куда настолько легко и гармонично встраивают элементы реальности, что иногда сами не понимают где, правда, а где вымысел.
Взрослея, люди обычно расстаются с радостями воображения, оставляя их в мире детства. Но сегодня я хочу вас пригласить в мир Алисы – в страну Зазеркалье. Следующие два задания будут на пространство и воображение.
Первое задание называется «Тень». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст по две карточки, на одной из которых эскиз модели, а на второй её силуэты. Какое изображение является зеркальным отражением модели? Время работы над заданием – 3 минуты. За правильный ответ 1 балл. Время пошло! Приложение 15
Время закончилось!
Второе задание называется «Зеркальное рисование». Каждой команде сейчас моя помощница раздаст карточки, на которых изображён рисунок кармана, один из участников команды должен воспроизвести рисунок кармана в зеркальном отражении.Время работы над заданием – 3 минуты. За правильное воспроизведение 1 балл (размеры деталей, по возможности, должны быть соблюдены). Время пошло! Приложение 16
Время закончилось!
Рефлексия.Вот и подошёл к концу наш марафон, и я бы хотела узнать ваше мнение о нём.
Дорогие участники, скажите, какие задания вам показались лёгкими?
А какие задания у вас вызвали затруднения?
Какие задания для вас были самыми интересными?
А какие задания добавили бы вы, если сами разрабатывали сценарий?
Прошу мою помощницу назвать общее количество баллов, набранное командами в течение всего марафона и объявить команду-победителя (награждение участников марафона).
Я хочу поблагодарить участников, жюри и гостей за активное участие в интеллектуальном марафоне, за то, что мы умеем радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми и упорными. И подводя итог, мне хотелось бы процитировать А.П. Чехова «Чем выше человек по умственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь».
ЛИТЕРАТУРА.
1. М.А.Силаева Пошив изделий по индивидуальным заказам. - М.: Академия, 2004.
2. Э.К.Амирова и др. Конструирование одежды. – М.: Мастерство, 2001
3. Э.Б.Плаксина и др. История костюма. Стили и направления. - М.: Академия, 2003.
4. Э.А.Бадьева и др. Искусство одеваться. –Е.: Северно-Уральское книжное издательство, 1989.
5. Мартин Судани и др. Как улучшить память. Китай: Ридерз Дайджест, 2006.