Урок литературного чтения во 2-м классе. А.Куприн "Скворцы" (слушание)

Разделы: Начальная школа


Цели:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  учебник Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 2 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна,  выставка книг, иллюстрации птиц.

Ход урока.

I   Организационный  момент.  «Гимнастика ума».
(упражнение на снятие напряжения и установление психологического настроя на урок)
- Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой – на затылочную и нажать, локти отвести в стороны, выпрямиться, дышать легко и свободно 5 секунд. Поменять положение рук и продолжить еще 5 секунд.

II   Упражнения на постановку дыхания перед чтением. ( таблица 1)

- глубокий вдох через нос, выдох через нос

- глубокий вдох через нос, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через нос

III Проверка домашнего задания.

  1. Чтение в лицах произведения Э. Шима  «Чем пахнет весна».
  2. Проверка и оценивание чтения стихотворения Е. Боротинского «Весна, весна!» наизусть (работа в парах по таблице 2).
Имя Вырази-тельность Интона-ция Темп Тон Громкость Паузы Оценка
               
               

IV Работа над произведением   А. Куприна  «Скворцы».

- Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?
- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)
- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

V  Хоровое чтение поговорки  записанной на доске .

 «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».

- Какие народные высказывания о птицах вы знаете?
- Ребята, кто из вас видел скворцов?
-Как выглядит эта птичка?  

VI  Словесное описание скворца по иллюстрации и плану.

План:

1) размер (большая/небольшая)
2) головка
3) клюв
4) глаза
5) шея
6) туловище
7) оперение
8) крылья
9) грудка
10) лапки

VII  Объявление темы урока. Вступительная беседа.

- Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались о ком оно? А как может называться? (Открывается запись на доске: А.. Куприн  «Скв,рцы»).
- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Как человек должен относиться птицам?
- Чем мы можем им помочь?
- Как называется домик для скворцов?

VIII  Словарная работа.

 Скворечник – небольшая деревянная будочка, укрепленная на шесте или  дереве около дома.
Беспечный - беззаботный, свободный от забот.
Истребить – уничтожить, погубить.

IX Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице 1.

X Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

XI Беседа по восприятию текста.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?
- Как люди готовились к встрече скворцов?
- Как себя вели птицы?
- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

XII Физкультминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим вот так.

XIII Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».

- Примите удобное для вас положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Солнечные лучи падают на деревья, кусты, травы. Просыпаются животные, умываются, суетятся, начинают петь птицы. Вот запела первая маленькая птичка, а за ней вторая, третья…
И вот уже звучит целый птичий хор.

XIV Беседа по восприятию.

- Голоса каких птиц вы услышали в лесу?
- Какая птичка запела первой?
- А вслед за нею?
- Кто пел после кукушки?
(вывешивание иллюстраций птиц, голоса которых прослушали, на доску)

XV  Моделирование обложки произведения ( работа в группах).

1. Групповое моделирование обложки (на  формате  страницы А-4 учащиеся
пишут вверху листа Ф.И.О. автора, внизу - название произведения, по середине, с помощью условных знаков  и цвета, обозначают заглавие, жанр и тему (приложение 1)).
2. Вывешивание готовых обложек на доску (приложение 2).
3. Чтение и защита модели обложки (I группа) (автор, заглавие, жанр, тема).
4. Самопроверка  (I, II, III  группы).

XVI  Итог урока.

- Ребята, как вы оцениваете наш урок и почему?
(Каждый ученик показывает карточку зеленого, желтого или красного цвета и обосновывает свой выбор:
- зеленый – урок хороший;
- желтый – урок хороший, но что-то не понравилось;
- красный – урок не понравился).

XVII  Домашнее задание.

- Вместе с родителями прочитайте этот рассказ  еще раз и выполните задания 7 и 8 на странице100.

XVIII  «Гимнастика ума».

(Снять эмоциональное напряжение, психологически настроиться на отдых.)

- Мы с вами хорошо поработали на уроке.
Всем спасибо!