Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 2 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна, выставка книг, иллюстрации птиц.
Ход урока.
I Организационный момент. «Гимнастика ума».
(упражнение на снятие напряжения и установление психологического настроя на урок)
- Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой – на затылочную и нажать, локти отвести в стороны, выпрямиться, дышать легко и свободно 5 секунд. Поменять положение рук и продолжить еще 5 секунд.
II Упражнения на постановку дыхания перед чтением. ( таблица 1)
- глубокий вдох через нос, выдох через нос - глубокий вдох через нос, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через нос |
III Проверка домашнего задания.
- Чтение в лицах произведения Э. Шима «Чем пахнет весна».
- Проверка и оценивание чтения стихотворения Е. Боротинского «Весна, весна!» наизусть (работа в парах по таблице 2).
Имя | Вырази-тельность | Интона-ция | Темп | Тон | Громкость | Паузы | Оценка |
IV Работа над произведением А. Куприна «Скворцы».
- Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?
- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)
- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).
V Хоровое чтение поговорки записанной на доске .
«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».
- Какие народные высказывания о птицах вы знаете?
- Ребята, кто из вас видел скворцов?
-Как выглядит эта птичка?
VI Словесное описание скворца по иллюстрации и плану.
План:
1) размер (большая/небольшая) 2) головка 3) клюв 4) глаза 5) шея |
6) туловище 7) оперение 8) крылья 9) грудка 10) лапки |
VII Объявление темы урока. Вступительная беседа.
- Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались о ком оно? А как может называться? (Открывается запись на доске: А.. Куприн «Скв,рцы»).
- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Как человек должен относиться птицам?
- Чем мы можем им помочь?
- Как называется домик для скворцов?
VIII Словарная работа.
Скворечник – небольшая деревянная будочка, укрепленная на шесте или дереве около дома.
Беспечный - беззаботный, свободный от забот.
Истребить – уничтожить, погубить.
IX Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице 1.
X Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.
- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
XI Беседа по восприятию текста.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям?
- Как люди готовились к встрече скворцов?
- Как себя вели птицы?
- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?
XII Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим вот так.
XIII Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».
- Примите удобное для вас положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Солнечные лучи падают на деревья, кусты, травы. Просыпаются животные, умываются, суетятся, начинают петь птицы. Вот запела первая маленькая птичка, а за ней вторая, третья…
И вот уже звучит целый птичий хор.
XIV Беседа по восприятию.
- Голоса каких птиц вы услышали в лесу?
- Какая птичка запела первой?
- А вслед за нею?
- Кто пел после кукушки?
(вывешивание иллюстраций птиц, голоса которых прослушали, на доску)
XV Моделирование обложки произведения ( работа в группах).
1. Групповое моделирование обложки (на формате страницы А-4 учащиеся
пишут вверху листа Ф.И.О. автора, внизу - название произведения, по середине, с помощью условных знаков и цвета, обозначают заглавие, жанр и тему (приложение 1)).
2. Вывешивание готовых обложек на доску (приложение 2).
3. Чтение и защита модели обложки (I группа) (автор, заглавие, жанр, тема).
4. Самопроверка (I, II, III группы).
XVI Итог урока.
- Ребята, как вы оцениваете наш урок и почему?
(Каждый ученик показывает карточку зеленого, желтого или красного цвета и обосновывает свой выбор:
- зеленый – урок хороший;
- желтый – урок хороший, но что-то не понравилось;
- красный – урок не понравился).
XVII Домашнее задание.
- Вместе с родителями прочитайте этот рассказ еще раз и выполните задания 7 и 8 на странице100.
XVIII «Гимнастика ума».
(Снять эмоциональное напряжение, психологически настроиться на отдых.)
- Мы с вами хорошо поработали на уроке.
Всем спасибо!