Урок по теме "Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовить учашихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека;
  • развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям; - обогащать речь учащихся "портретной лексикой",
  • умение отбирать материал для написания сочинения.

Оборудование:

  • репродукция картин Леонардо да Винчи "Джоконда", В.А. Тропинина "Голова мальчика", А.А. Иванова "Портрет мальчика", В.Серова "Девочка с персиками".
  • Плакаты: "Глаза - зеркало души", "Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, Красив ли - всё покажет" (Л.Н. Толстой).

Словарная работа:

Портрет - от старофранцузского "воспроизводить что-либо черта в черту".

Ход урока

1. Объявление темы и цели урока.

2. Беседа с классом.

а) 1. Что такое литературный портрет?

Портрет в литературном произведении - это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя произведения.

2. Для чего он вводится в художественое произведение?

б) Работа с учебником. Чтение упражнения 61.

Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь тёмных точек, как будто его спрыснули дёгтем сквозь частое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с лёгкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце.

(По Ю.М. Нагибину).

  1. Чем примечательна внешность юноши?
  2. Какое это описание - деловое или художественное?
  3. Какова основная мысль описания, его замысел?
  4. Что именно описывается во внешности юноши? Какие детали?
  5. Какой цвет является преобладающим в описании?

в) Подумайте и ответьте:

1. На какую же, на ваш взляд, самую выразительную деталь в портрете своих героев указал Н. Некрасов?

...а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
("Крестьянские дети")

Обращаем внимания учащихся на плакат "Глаза - это зеркало души". Но не цвет и форма обычно интересует нас, а глубокая наполненность, их выражение.

Давайте вспомним рассказ М. Шолохова "Судьба человека". На какую особенность в портрете отца обращает внимание автор, что он хочет этим сказать?

Вывод: прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

При общении очень важно смотреть на человека. Как часто мы забываем о том, что наши глаза - ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души...

Народная мудрость гласит: "Коль очи светятся, душа чиста".

3. Описание внешности - один из самых трудных видов описания.

В описании внешности необязательно описывать все детали портрета: глаза, нос, уши, руки и т.д., а постараться найти 2-3 ярких детали. Вот что об этом говорит художник Н.Н. Жуков: "Как передать своё впечатление от очень толстого человека? Можно просто сказать, что он был неимоверно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался или: с трудом входил в дверь, или ещё: был так толст, что напоминал шар". Можно определить толщину, сказав, что человек был невысокого роста, а весил 130 кг.

Но вот как убедительно может быть передано ощущение полноты тела через деталь: "Он был так толст, что щёки его были видны из-за спины". И сразу чувствуешь, как меток глаз художника, ухватившего главное в образе человека.

а) Прошу ребят попытаться описать самих себя. (Ответы ребят).

б) Задание. Представьте себе такую ситуацию: Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то ...

Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние?

Своё описание озаглавь.

в) Ещё одна очень важная деталь в описании внешности человека.

Звучит песня В. Шаинского "Улыбка".

" Улыбка скажет о человеке всё: добр или зол, умён или нет, красив ли - всё покажет" (Л.Н.Толстой).

Доброжелательность, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи "Портрет Моны Лизы" ("Джоконда").

4. Рассказ о картине.

Леонардо да Винчи - величайший художник и мыслитель эпохи Возрождения. Он стремился к правдивому, точному, реальному отражению жизни. Леонардо видит в человеке его неповторимую индивидуальность, стремится выразить его характер, его переживания. Портреты его утвержают красоту человека. среди них наиболее яркий - "Портрет Моны Лизы" - подлинный шедевр мировой живописи. Этот портрет написан в 16 веке, в 1503 году.

Леонардо изобразил Мону Лизу на фоне волшебного пейзажа. Она сидит в кресле на балконе, осанка её проста и величава, красивые, мягкие кисти рук спокойно сложены на коленях. Прежде всего, приковывает к себе мягкий и спокойный взгляд её глаз. В них отражается лучистый свет улыбки, озаряющей её лицо. Трепетная, неуловимая улыбка играет на её губах. Она кажется дрожащей и изменчивой, как лёгкая зыбь на поверхности воды.

Когда Мона Лиза позировала, Леонардо пригласил в мастерскую музыкантов. Они играли на лютнях. Атмосфера прекрасной музыки и задушевности будто проникла в картину.

5. Существует изречение: "Внешность обманчива".

1. Как вы это понимаете?

2. Как вы думаете, всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг?

Вспоминание историй из жизни героев литературных произведений.

Предлагаю ребятам прослушать стихотворение Э. Асадова "Трусиха".

6. Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе.

Мы теряем привлекательность, если говорим неправильно, тускло.

7. Уточнение темы сочинения.

Чтобы написать это сочинение, надо самому ответить на такие вопросы:

  1. Кого именно я буду описывать?
  2. Какую задачу я ставлю? (Поделиться впечатлениями, сообщить об отличительных признаках, "нарисовать" внешность).
  3. Что главное я скажу в своём сочинении? ("Всё примечательно во внешности такого человека"; "Как необычно выглядит такой-то, когда возбуждён (отдыхает и т.д.)"; "Во внешности такого-то осбенно - это то-то"; "Такой-то обаятелен (неприятен и т.д.)"

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на основе личных наблюдений.