Цели:
- Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.
- Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.
- Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.
Задачи:
- обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;
- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
- закрепить умение размещать на листе предметы;
- рисовать доступными графическими средствами;
- развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;
- способствовать развитию линейного построения.
- воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику - умение выделять недостатки и видеть положительное.
Оборудование:
- Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел. Презентация "Изобразительное искусство" - Презентация.
- Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках - 3 мин.
- Объяснение новой темы- 18 мин.
- Практическая работа - 15 мин.
- Итог урока- 2 мин.
- Домашнее задание - 1 мин
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
Проверка готовности учащихся, приветствие.
(слайд 1)
II. Повторение изученного материала.
(слайд 2)
Назовите виды изобразительного искусства? (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.)
(слайд 3)
Отгадайте загадки. Скажите, какая иллюстрация соответствует отгадке.
Если видишь: на картине
нарисована река.
Или домик в дымке синей,
или луг и облака,
Или тонкая рябина,
или поле иль шалаш -
Это значит, что картина
называется: (пейзаж)Если видишь, ты с картины
смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется:(портрет)Перед этою картиной
Все почтительно стоят
А иные бьют поклоны
И молитвы говорят.
(икона)Если видишь на картине самовар
ты на столе,
Или виноград в корзине,
или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
или грушу, или торт,
Или все предметы сразу - знай
Что это:(натюрморт)
III. Объяснение новой темы.
(слайд 4)
Что такое натюрморт? (изображение неподвижных предметов)
Натюрморт - с франц. "мертвая натура" или "неживая натура". В Англии называли натюрморт - "тихая жизнь". Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы.
Назовите художников, которые рисовали натюрморт? (К.А.Коровин, П.П.Кончаловский, Петров-Водкин)
Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.
(слайд 5)
Петр Петрович Кончаловский. Он писал во многих жанрах изобразительного искусства, и большое предпочтение отдавал натюрморту. Колорит в творчестве Кончаловского играл выдающуюся роль. Он знал, каким колоритом можно достигнуть цветовой выразительности в той или иной работе.
Его палитра никогда не теряла цветовой силы. Его синие, желтые, лиловые, оранжевые и зеленые краски насыщены. Он изучил законы градации цвета и великолепно ими пользовался.
- Что изображено на этих картинах? (яблоки)
С помощью, каких средств художник выражает свою идею, замысел? (цветовой выразительности- в теплым и холодным колоритом, формы предметов)
Натюрморт "Яблоки".
(слайд 6)
Геннадий Райшев - наш северный художник. Его работа "Убитый глухарь" скромная, ничего лишнего. Основные тона золотистые и темно-коричневые. Художник показывает природу и человека, его бытие. Он не искал вдохновения в экзотических странах, а восхищался своей родной природой.
IV. Сообщение темы и цели урока.
(слайд 7)
Тема: "Выполнение набросков по памяти и представлению овощей и фруктов"
Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт).
- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
(слайд 8)
- Назовите овощи и фрукты.
- Можно ли овощи и фрукты изобразить в геометрических фигурах?
Творческая игра: к доске выходят несколько человек, им предлагается карточка с геометрической фигурой. Задание: нарисовать фрукт или овощ в фигуре, и составить натюрморт на листе.
- Что такое набросок?
Набросок - это быстрый, беглый рисунок.
- Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт?
(С расположения на листе).
(слайд 9)
- Что такое компоновка? (расположение предметов на листе)
- Что такое пропорции предметов и композиция предметов (натюрморта) в целом? (Соотношение величин частей предметов, целого предмета и его частей.)
(слайд 10)
Этапы рисования фруктов и овощей.
- Закомпонуйте предметы, на листе беглыми быстрыми линиями, определив самые большие размеры всего натюрморта.
- Определите место каждого предмета на листе. Нельзя рисовать каждый предмет отдельно, найди общее расположение всех предметов.
- Предметы на листе рисуйте с общей формы, а затем прорисовывайте более досконально.
- Не забывайте нанести плоскость, на которой стоит натюрморт.
- Обязательно сравнивайте свой рисунок с натурой.
- Рисуйте предметы так, как будто вы их видите насквозь.
(слайд 11)
Для того, чтобы показать объем предметам художники пользуются градацией света и тени.
- Что такое светотень? (освященные и теневые части на натюрморте)
- Назовите основные части светотени - блик, тень падающая, свет, полутень, рефлекс, собственная тень.
V. Практическая работа учащихся.
(слайд 12)
Лист - это стол. Мама купила фрукты и овощи. Какие бы вы хотели, чтобы мама купила фрукты и овощи. Найдите каждому фрукту, овощу свое место на скатерти, а в этом вам помогут волшебные плоские фигуры с уже нарисованными вами фруктами и овощами.
Нарисуйте по памяти и представлению овощи и фрукты. Карандашом, с нанесением светотеней.
VI. Релаксация во время практической работы.
"Зарядка для глаз".
- сесть удобно;
- посмотреть вверх, вниз, вправо, влево - 5 кругов;
- вращение глазами по часовой стрелке и против - 5 кругов;
- посмотрите на кончик носа;
- опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите - 2 раза, а теперь быстро;
- отдохнули и за дело!
VII. Итог урока.
Ответы на вопросы:
- В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Выставка работ учащихся на доске.
VIII. Домашнее задание.
- Поставьте дома перед собой натюрморт из двух предметов и выполните набросок с натуры.
- Принести на следующий урок краски и кисточки, и рисунок, начатый сегодня на уроке.