Урок ИЗО в 5-м классе по теме "Костюм древнего египтянина"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: достичь понимания стилевого единства в одежде Древних Египтян.

Задачи урока: Научить чувствовать гармонию и единство стиля древнего египтянина в одежде, показать характерные особенностям одежды египтянина. Воспитать любовь к искусству прошлого.

Оборудование: для учащихся - тетрадь по ИЗО, альбом, краски акварельные или гуашь, кисти, карандаш простой. Для учителя - доска, мел, компьютер, презентация "Костюмы древних египтян" (приложение).

Ход урока:

Орг.момент - приветствие учащихся и учителя.

Лекция -

Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в этом вам поможет наша книга.

Счастливого пути в загадочный мир костюма древнего египтянина!

Долина Цариц, называемая в эпоху фараонов "Местом красоты", во времена ХIХ-ХХ династий стала главным некрополем членов царского рода, не восходивших на престол - цариц, царевен и царевичей. Их гробницы, число которых достигает 80, несколько отличались от гробниц фараонов. Прежде всего, эти усыпальницы заметно уступают гробницам из долины Царей в размерах. Украшены они также менее искусно и ярко, встречаются гробницы, роспись которых не была окончена и даже такие, где к украшению последнего жилища высокородных родственников фараона вовсе не приступали. На этих фресках мы увидим египтян одетых в разные одежды, а какие они?

ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ.

Древние египтяне были стройные, высокие и худощавые. Жаркий климат вынуждал их носить легкую и простую одежду. На протяжении столетий и фараон, и раб ограничивались схенти. Схенти - это передник и набедренник, плотно облегавший тело вокруг бедер и укрепленный на поясе. Его длина могла быть различной, но чаще всего он не доходил до колен. Грубые льняные схенти носили ремесленники, а рабы довольствовались тканями худшего качества.

Одежда знатного египтянина мало, чем отличалась по покрою, но обязательно делалась из тонкого полотна и украшалась вышивкой. Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Когда в конце эпохи Древнего Царства начали окрашивать ткани, вельможи предпочитали голубые, зеленые и красные цвета. В схенти ходили дома и на улице. Собираясь выйти из дома, знатный египтянин надевал на запястье один или несколько браслетов, а на шею нагрудное ожерелье из пяти или шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. В таком виде он мог вести деловые переговоры, ходить в гости или осматривать свои владения.

Женщины носили калазирисы - платья, напоминавшие узкие рубашки, державшиеся на плечах на одной или двух бретельках. Одежду изготавливали из белого льна, и она тесно облегала и рабыню, и царицу. Наряд модницы отличался лишь большей прозрачностью, плиссировкой и вышивкой.

Прически, головные уборы и обувь разрешалось носить только представителям привилегированных сословий. Все египтяне брили головы, и головы всегда покрывали париками из растительных волокон. Чем длиннее локоны парика - тем знатнее его владелец.

Женщины-египтянки любили носить парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами. Широко использовалось чеканное золото. Волосы знатных египтянок украшали диадемы из золота, бирюзы и лазурита. Жены ремесленников ограничивались керамикой и бронзой. Всевозможные перстни, броши, серьги, браслеты впервые появились именно в Древнем Египте.

В эпоху Среднего и Нового царства широко распространились вышивка и плиссировка, а окраска одежды стала разнообразнее. Но по-прежнему каноном красоты остаются стройные египтяне с широкими плечами, узкими бедрами и большой головой. Широкие воротники и ожерелья подчеркивали эти пропорции. В моду входят роскошь, изнеженность, изящество, длинная одежда. Мужская и женская одежда становится почти одинаковой. Ожерелья превращаются в наплечник, образующий на шее, плечах и груди пелерину. Его носили как мужчины, так и женщины. Воротник-пелерина был почетнейшим царским подарком.

На голове наряду с париками носили конусообразные сосуды с благовонными маслами, которые испарялись через нижние маленькие отверстия. Все это сооружение соединялось с париком и поддерживалось на голове лентами.

Обувь по-прежнему надевали лишь во время празднеств и ритуальных церемоний. В моду вошли сандалии с загнутыми носами. Их изготавливали из папируса, кожи и золота. Сандалии обычно несли в руках и надевали только на месте. Египтяне на подошвах сандалий изображали своих врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким образом унижать.

ОДЕЖДА ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ЦЕРЕМОНИЙ.

Костюм высокого правителя Египта был призван подчеркивать его могущество и высокое положение. Поверх белого схенти фараон надевал как бы второй передник из легкой и прозрачной ткани синдон, который крепился широким поясом с металлической пряжкой.

Голову фараона в виде огромного платка со свисающими концами украшал головной убор -символ власти. Головной убор фараона придерживался специальным обручем с изображением змеи - урея - олицетворения мудрости.

После объединения Египта в начале Древнего царства фараон носил сдвоенную корону - атев, которая являлась символом единства. Увеличение деталей на короне фараона было связано с завоеванием и присоединением новых земель. Совершенно понятно, что подобный головной убор и украшения предназначались только для таких церемоний, когда фараон сидел абсолютно неподвижно.

Другая непременная принадлежность убранства фараона - это накладная искусственная борода, заплетенная в косичку. В руке фараон держал загнутый вверх посох и плеть - символы скотоводства и земледелия. Иногда посох нес слуга, а жезл (своего рода скипетр) фараон держал впереди себя горизонтально.

Плечи фараона украшал широкий воротник, усыпанный драгоценностями. Ожерелье фараона - ускх - состояло из целого ряда нитей, бус, пластин и шариков. Это был символ Солнца, а фараона считали "сыном Солнца". Застежки ожерелья в виде двух голов сокола завязывались шнурами. Сокол являлся символом бога Солнца Ра. Изображение сокола часто встречалось на амулетах египтян. Другой символ амулетов - жук скарабей, олицетворял вечную жизнь. Ожерелье было тяжелым и весило несколько килограмм. На фараона также надевалось нагрудное украшение: на золотой цепи три пары браслетов - на предплечье, запястье и щиколотки ног. В Древнем Египте только фараонам дозволялось ходить в сандалиях. У него их было множество - кожаные, металлические и тростниковые. За фараоном носили опахало. Вот как описывается одна из торжественных церемоний: "Здесь, в зале, все застыло в парадной неподвижности. Казалось, даже лучи солнца, проникавшие сюда сквозь решетчатые, сделанные под самым потолком окна, ленятся освещать это торжественное собрание фиванской знати. Сам "сын Солнца" фараон Секененра неподвижно сидел на троне, тяжело опустив большие ладони на туго обтянутое белым льняным набедренником колени. Полосатый головной платок со священной коброй на лбу - символ царской власти - падал мягкими складками на широкие плечи фараона. Четверо черных слуг равномерно покачивали опахала из разноцветных страусовых перьев, отгоняя утренний зной от грозного владыки".

Практическая работа: нарисовать одежду древнего египтянина и украсить ее орнаментом.

Итог урока:

Вопросы:

  1. Что изображали на фресках в Долине Царей?
  2. Какие основные детали присутствовали в одежде египтян?
  3. Какие цвета в одежде и орнаменте использовали египтяне?
  4. Что изображали чаще в египетском орнаменте?

Задание на дом: завершить работу начатую на уроке.

Литература:

  1. М.В.Короткова "Культура повседневности. История костюма". М., Владос, 2002.
  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова "Методика преподавания уроков ИЗО по теме "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". М., Пед. университет "Первое сентября" 2007.
  3. Н.М.Сокольникова "изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе" М., Академия, 2003
  4. Энциклопедия для детей "Искусство" М., Аванта+, 2004