Тип: урок изучения нового материала.
Технология: на проблемной основе.
Метод: проблемно-поисковый.
Формы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Приёмы: создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации.
Цели:
- учить образовывать имена прилагательные от имён существительных при помощи суффиксов;
- развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
Задача: познакомить с ролью и правилом употребления имён прилагательных в русском языке.
Оборудование: слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я надеюсь, что вы будете внимательны и активны на уроке.
II. Мотивация урока.
На доске написаны слова: существительное, делимое, глагол, слагаемое, предлог, наречие, частное, прилагательное, союз.- Прочитайте слова, что заметили? Как сгруппируем? Докажите свою точку зрения (в одну из групп дети выделяют части речи).
- Назовите неизменяемые части речи, изменяемые части речи. Какая часть речи обозначает признак предмета? Что ещё знаете о прилагательном?
III. Сообщение темы урока.
IV. Словарная работа.
На доске записаны слова:
. дежда
п . года
к . ртина
- Прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет? (это имена существительные, единственного числа, женского рода, нарицательные, неодушевлённые)
- Запишите эти словарные слова, вставляя пропущенные буквы.
Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите рядом. Что у вас получилось? Какая связь между существительным и прилагательным? Как они согласуются? (в роде, числе и падеже)
V. Работа над новым материалом.
1) На доске записан проблемный вопрос: Как образуются имена прилагательные? (обсуждение проблемы детьми в группах, каждая группа делает свой вывод).
2) На доске записаны пары слов:
степь – степной
холод – холодное
свобода – свободная
лес - ?
- Прочитайте пары слов. Запишите. Что заметили? Как образовались прилагательные? Образуйте прилагательное от слова лес? (устно).
- Какой сделаем вывод?
3) Упр. 354.
- При помощи какого ещё суффикса могут образовываться имена прилагательные? (вывод по двум заданиям).
4) – Найдите правило в учебнике на стр. 143. Чем учебник дополняет наши выводы? (суффикс –ист- участвует в образовании имён прилагательных от имён существительных).
5) – Дома вы будете образовывать прилагательные при помощи суффиксов –н-, -ск-, -ист-. Домашнее задание : упр. 359, правило.
6) Знакомство с новым словарным словом:
а) загадка:
«Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро».
(Маляр)
- Кто такой маляр?
б)
- Что можете сказать об этом имени существительном? (запись слова)
- Образуйте имя прилагательное от данного существительного (малярный)
- Как оно образовалось? (запись слова)
- В русском языке есть такие слова, как малярить, малярничать и они тоже являются однокоренными (запись слов)
- Запишем предложение с новым словарным словом:
Маляр рисует узоры весенними красками.
- Укажите части речи в этом предложении. Как образовалось прилагательное «весенними»?
- Как вы понимаете выражение «весенними красками»?
- Сейчас я вам предлагаю побыть художниками и использовать весенние краски в своей творческой работе. А в этом вам помогут имена прилагательные.
1 задание: по картине о весне составить и записать 3-4 предложения;
2 задание: для двух пар учащихся работа с деформированным текстом:
За весной наступит лето. Школьников ждут летние каникулы. Много интересного ждёт ребят впереди.
VII. Проверка.
- Какую роль играют прилагательные в речи?
VIII. Итог.
IX. Домашнее задание.