Урок по теме "Информационные модели"

Разделы: Информатика


Цели:
Образовательная:
Систематизировать знания об информационном моделировании, углубление этих знаний через проектную деятельность.
Развивающая:
1. Развитие познавательных интересов у школьников;
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся:
1) взаимопомощь, коммуникативные умения;
2) информационную культуру;

В результате изучения темы  учащихся должны знать:
- определение модели;
- что такое информационная модель;
-  этапы информационного моделирования на компьютере;
- что такое граф, дерево, сеть;
- структуру таблицы; основные типы табличных моделей;
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;

Уметь:
- ориентироваться в граф - моделях;
- строить граф - модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- строить табличные модели по вербальному описанию системы.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, приложения PowerPoint, мультимедиа, Интернет.

   В итоговой работе необходимо продемонстрировать полученные на уроках информатики знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и графических изображений.
Тему итоговой работы (объект окружающего мира) каждый выбирает самостоятельно.
Итоговая работа создается с помощью программы MS PowerPoint.
В презентации должна быть реализована навигация по гиперссылкам.

Название работы

Рисунок по теме

 

Фамилия и имя автора работы
Слайд 2
Содержание
- Словесная модель - научное описание объекта
  Табличная модель объекта
- График или диаграмма
- Схема объекта
- Словесная модель – художественное описание объекта

 

Слайд 3
Научное описание
Описание объекта по материалам школьных учебников, справочников, энциклопедий, специализированных журналов и т.д.  
Слайд 4 Табличная модель


Описание основных свойств объекта
       
       
       
       

Слайд 5
Наглядное представление о соотношении
величин, характеризующих объект

Слайд 6
Схема структуры объекта или
его внешнего вида

Слайд 7
Художественное описание

Басни, пословицы, поговорки, загадки,
приметы, стихотворения, фрагменты
художественной прозы, сиквейны
собственного сочинения.

Слайд 8
Литература

Список литературных источников,
которые были использованы при подготовке проекта

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

Выбираем учебный раздел «Информационные модели».
Возрастная группа – 10класс.

Основополагающий вопрос: « Что за мир меня окружает».

Проблемные вопросы:
1.Как влияет компьютер на здоровье человека?»
2.Почему выпадают кислотные дожди?
3.Почему планеты не падают на солнце?
4.Как защитить родники от загрязнения?
5.Где начало моей жизни?
6. Почему звенят колокола?

Дидактические цели:
1.Формирование навыков самостоятельной работы с информацией.
2. Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
3.Формирование навыков работы в команде.
Задачи:
1.Освоить представление об компьютерных информационных моделях.
2. Научить представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей.
3. Научить создавать различные информационные модели и оформлять результаты.
4.Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Темы:
1.Компьютер и здоровье.
2.Кислотные дожди.
3. Солнечная система.
4.Чистые родники.
5.Я в родословной моей семьи.
6.Колокола, колокола…
Гипотезы:

Работа учащиеся по созданию проекта:

  1. формируют мини-группы для работы над проектом;
  2. определяют «цепочку» вопросов и ответов, которую нужно доказать в исследовании;
  3. выбирают форму представления результатов  в виде презентации;
  4.  обсуждают  возможные источники информации;
  5. сбор данных по проблемному вопросу  (анкетирование, обработка статистических данных, проведение опытов и т.д.);
  6. оформление результатов  в виде проектов;
  7. защита проектов (презентация проекта, ответы на вопросы, самооценка;
  8. оценка результатов работы над проектом. 

 Критерии оценивания проекта ученика.
1.Актуальность темы.
2.Соответствие темы результатов работы.
3.Широта источников используемого материала.
4.Уровень, качество представленного материала для исследования.
5.Уровень применения системного анализа.
6.Оригинальность авторской концепции.
7.Соответствие выводов анализа задаче.
8.Использование ИКТ в презентации автора (таблицы, графики и т.д.).

Приложения:

1.Чистые родники
2.Солнечная система
3.Кислотные дожди
4. Компьютер и здоровье
5. Я в родословной моей семьи
6. Буклет