Учебный проект по химии "Уникальное вещество природы"

Разделы: Химия


Какие дидактические цели преследует Ваш проект?

  • развивать умение проектировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы;
  • развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;
  • развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие коммуникативных способностей.

Какие компетентности формирует Ваш проект?

  1. В сфере самостоятельной деятельности.
  2. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  3. В сфере гражданско-общественной деятельности.

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

  • сформировать понятие о гибридизации электронных орбиталей;
  • научить определять геометрию молекулы по типу гибридизации электронных орбиталей;
  • познакомить учащихся с экологической проблемой природных вод;
  • воспитывать чувство ответственности к окружающей среде.

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос: «Почему вода является уникальным природным веществом?».

Вопросы учебной темы (проблемные):

  • Почему молекула воды имеет угловое строение?
  • Какое вещество на земле существует одновременно в трех агрегатных состояниях?
  • Каков водный запас планеты?
  • Почему вода является основой мироздания?
  • Почему появилась проблема водного голода планеты?

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  • Вода в природе.
  • Самое удивительное вещество природы.
  • Вода – основа мироздания.
  • Проблема водного голода планеты.

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

  • Строение вещества.
  • Химические реакции.

Предметные области:

  • Химия
  • Биология

Оформление результатов проекта:

  • Веб-сайт
  • Презентация
  • Буклет

Краткая аннотацию проекта:

Работа объединяет несколько тем по химии: Строение вещества; Химические реакции; и биологии: Химический состав клетки.
Главным в проекте является совершенствование у школьников навыков работы с информацией, умений работать в команде.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, и информационного бюллетеня.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о важнейшем химическом соединении планеты – воде.

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

5 академических часов (2 часа – уроки, консультации, 3 часа – самостоятельная работа).

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

  • Компьютер(ы)
  • Принтер
  • Цифровая камера
  • Сканер
  • Проекционная система
  • Доступ к Интернету
  • Видео-, конференц-оборудование

Программное обеспечение:

  • Программы обработки изображений
  • Программы работы с мультимедиа
  • Мультимедийные энциклопедии
  • Программы разработки веб-сайтов
  • Текстовые процессоры

Материалы на печатной основе:

  1. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.
  2. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.; 2 том, стр234-2454; Загадки воды.
  3. Курнаков Н.С. Избранные труды. Т.1-3. М., 1960.
  4. А.В. Суворин Общая химия; С-П.; «Химия»; 1995.
  5. А.С. Егоров; Химия; Новое учебное пособие; Феникс; Ростов-на-Дону; 2006.
  6. Г.П. Хомченко; Пособие по химии; М.; Новая волна; 2006.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.ftim.spbstu.ru/oxim/History.htm
  • http://www.pran.ru/rus/awards/
  • http://www.ftim.spbstu.ru/oxim/History.htm
  • http://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/imena.htm
  • http://www.poisknews.ru/_arh/files/2004/041405.pdf

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Критерии оценивания презентаций:
по содержанию:

  • соответствие заявленной теме и целям;
  • наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;
  • представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм;
  • отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок;
  • формулировка вывода по результатам проведенной работы.
по оформлению:
  • дизайн должен соответствовать содержанию презентации;
  • анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде;
  • предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов, карт, диаграмм и т.д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме;
  • чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия;
  • размер шрифта должен соответствовать важности информации.
Критерии оценивания публикаций:
по содержанию:
  • информация интересна, полезна, доступна;
  • соответствует теме и целям;
  • отсутствие грамматических и стилистических ошибок.
по оформлению:
  • рисунки отражают или дополняют текст;
  • шрифт легко читается;
  • цветовая гамма соответствует рисункам и текстовой информации.

Ключевые слова:

Вода, электронное строение молекулы, гибридизация электронных орбиталей, изотопы, тяжелая вода, кристаллические решетки, экологическая проблема сточных вод, ноосфера.

Дидактические материалы и примеры работ. (Приложения)