Цели:
- научить орфографически верно писать мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих;
- развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, сопоставлять, развивать речь;
- воспитывать аккуратность.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Минутка чистописания.
На доске: Жж Шш (I вар.) Чч Щщ (II вар.)
дру на; ма на; ? лок
пру на; ти на; ? жой
Учитель: - Вспомните, как шипит гусь?
- А как шипит масло?
- А есть ли звуки, которые шипят? Как они называются?
- Запишите по вариантам буквы.
- Какие из них всегда твёрдые, а какие мягкие?
- А какие правила связаны с этими буквами? (жи, ши, ча, ща, чу, щу.)
- Образуйте слова. Запишите 2 – 3 слова, Подчеркните орфограмму.
- Найдите лишнее слово? (чужой) Почему?
III. Работа над предложением. дана, на , жизнь, дила, добрые
Учитель: - Составьте из них предложение. Почему так говорят?
- Где ошибка? Какое правило применим? Записываем.
- Найдите грамматическую основу. Дать характеристику предложению.
(Повеств, невоскл, распрост.)
IV. Словарь: восстановите слова - деоб, инжу, рваказт.
Дети записывают в тетрадь: обед, ужин, завтрак.
Учитель: Как одним словом сказать?
Дети: Время приёма пищи.
Учитель: Что объединяет эти слова?
Дети: Имена существительные, И. п, неодушевлённые, нарицательные.
V. Работа по новой теме.
Тема и цель урока.
Учитель: Чтобы узнать тему урока надо разгадать загадки.
Я волшебник. Захочу, появлюсь
и превращу мел, которым пишут в школе
в мель, опасную на море.
Кто волшебник, отгадай, выше руку поднимай!
МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) |
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.
в конце существительных |
Вспомните, о каких согласных мы говорили в начале урока?
после шипящих. |
Учитель. Давайте прочитаем тему урока.
«МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) в конце существительных после шипящих.»
VI. Просмотр грамматической сказки. (Дети обыгрывают)
(I вариант)
Как - то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода. Идёт и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
(II вариант)
Захотелось как – то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.
- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок.
Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак был так ей благодарен, что с тех пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.
VII. Работа по учебнику.
Упр. 56
Делается вывод упр. 57 Дети самостоятельно формулируют правило о правописании мягкого знака (ь) в конце существительных после шипящих
VIII. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли дети погулять.
Очутились на лугу. Я вперёд быстрей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш третий класс. Вот какой букет у нас!
IX. Закрепление. Отгадай загадки
- Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, то и в дом войдёт. (ключ)
- Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
- Стоит над водой, трясёт бородой. (камыш)
- Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (мяч)
- Махнула птица крылом и Накрыла весь свет одним пером. (ночь)
Дети записывают в тетрадь слова и определяют, где нужно писать мягкий знак.
Учитель. Когда же пишется мягкий знак?
X. Закончи предложения.
Ковёр ткал ……………..(ткач).
Весенняя птица ………..(грач).
После вечера наступает …(ночь).
У мамы послушная ……..(дочь).
Учитель. Найдите в предложениях слово, соответствующее схеме:
Дети: Весенняя.
XI. Итог урока . Вывод.
Домашнее задание упр. № 59 стр.73
Релаксация.
- Что узнали нового на уроке?
- Как определить, когда пишется мягкий знак (ь) после шипящих?
- Блиц – вопрос. В какое слово надо вставить мягкий знак (ь)?
ТОВАРИЩ….
МОЛОДЁЖ…..
ЛЕЩ……….
КАМЫШ…..
ОВОЩ…..