Цели:
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Технология: модульная.
Методы урока:
- исследовательский,
- поисковый,
- репродуктивный,
- эвристический.
Формы работы:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- в парах,
- в группах.
Оборудование к уроку:
- мультимедийный проектор,
- модуль из шести элементов каждому,
- ключи - ответы,
- презентация
- карточка-контроль.
Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя
Этап | Цель | Содержание деятельности | Форма | Метод, прием |
Организационный момент | Организация учащихся на уроке | Фронтальная | ||
1.Актуализация знаний и умений | Повторение ранее изученного и его расширение | 1.Работа с текстом стихотворения 2.Работа с вопросами. 3.Работа со справочным материалом |
Фронтальная | Эвристический Поисковый |
Постановка учебной задачи Моделирование понятий | Познакомить ребят с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами; | Работа с текстами стихотворения | Фронтальная. Парная работа. |
Частично поисковый Исследовательский Репродуктивный |
Выполнение учащимися заданий,
нацеленных на обобщение и систематизацию
материала (УЭ - 3,4) |
Закрепить и расширить полученные знания | Работа с отдельными предложениями | Работа в группах Индивидуальная |
Частично поисковый |
Содержательное обобщение Проверка выпол- нения работ, корректировка (УЭ - 5) |
Закрепление теоретического материала на практике | Работа по УЭ -5 | Индивидуальная Фронтальная |
Эвристический |
Формулировка выводов по изученному
материалу, оценка результатов урока, подведение
итогов (УЭ - 6) |
Поведение итогов урока и запись домашнего задания | Работа по УЭ -6; | ИндивидуальнаяФронтальная |
План- конспект
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ - 0 | Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о видах омонимии: омофонах, омографах, омоформах; | Записываем число в тетрадь. |
УЭ - 1 Коррекция опорных знаний. |
Цель: вспомнить, какие слова называются
омонимами, как простраивается модель понятия I. 1.Подготовка к работе. Посмотрите, пожалуйста, на экран. ( Демонстрируется запись).(2 сл.) -Кто вы? -Мы лисички, дружные сестрички. А вы-то кто же? -Мы лисички тоже.. -Как? С одной-то ножкой? -Нет, еще со шляпкой. I. 2.Прочитайте и ответьте на вопросы (2 сл.): О каких лисичках идет речь? Как называются такие слова? Как переводится это слово? ("омос" - одинаковое, "онима" - имя). Смоделируйте понятие. |
Индивидуальная работа, выполняется в
тетради ( 4 балла) |
УЭ - 2 Постановка учебной задачи Изучение новой темы |
II. Обсудите эти вопросы в классе. (продолжение 2 слайда) Лисички Лисички (животные) (гриб лисички) Б.О. = Б.О. З.О. = З.О. Л.З. ? Л.З. ОМОНИМЫ (3 СЛ.) Прочитайте справочный материал (4 сл.): О. Представляет собой графическое и (или) фонетическое совпадение слов (и вообще знаков, знакосочетаний и словосочетаний), имеющих различный смысл и (или) значение. Например, "лук" (растение) и "лук" (оружие) - это, вопреки распространённой трактовке, не "слово, имеющее два различных значения", а именно два русских слова (омонимы), одинаково пишущихся и произносящихся. Цель: познакомить с омофонами, омографами, омоформами I.Прочитайте стихотворение (5 cл.) "Котофей Иванович" Солнце прячется ЗА БОР. Котофей Иванович Залезает на ЗАБОР- Прогуляться на ночь. Простраиваем модель: ЗА БОР ЗАБОР Б.О = Б.О. З.О. = З.О. Л.З. ? Л.З. "ОМОС" - ОДИНАКОВО "ФОНОС" - ПРОИЗНОСИТЬ ОМОФОНЫ ВЫВОД: Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются омофонами.(5 сл.) II.На доске записано стихотворение. Обсудите в парах и определите, являются ли выделенные слова омонимами?
МУКА МУКА (размолотые в (сильные физическое порошок зерна) и нравственное страдание) Простраиваем модель: Б.О. = Б.О. З.О. = З.О. Л.З. ? Л.З. "ОМОС" - ОДИНАКОВО "ГРАФО" - ПИШУ ОМОГРАФЫ ВЫВОД:(6сл) Отрывок из стихотворения М.Цветаевой простроен на игре слов-омонимов. Такие стихи называются каламбуром. (Сл.7) III. Прочитайте предложения. На игре каких слов они простроены? Миша с Тузиком пили чай. Папа сказал Сереже: -Тяни пилу. Пили быстрее. (Сл.8) ПИЛИ ПИЛИ (гл., наст. вр.) (гл., повел. накл.) Простраиваем модель: Б.О. = Б.О. З.О. = З.О. Л.З. ? Л.З. Эти слова одинаковы только в одной форме "ОМОС" - ОДИНАКОВО "ФОРМА" ОМОФОРМЫ ВЫВОД: таким образом, к видам омонимии относятся омофоны, омографы, омоформы (сл.9). |
Модели простраиваем в тетрадях. Модели простраиваем в тетрадях Работа в парах. Взаимопроверка. Модели простраиваем в тетрадях |
УЭ - 3 Закрепление нового материала. |
Цель: закрепить полученные знания. Определить виды омонимии в каламбурах . 1гр. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису (омофоны). 2 гр. Из - за холодных рос хлеб плохо рос (омоформы). 3гр. Перед нами была пропасть, и мы могли пропасть (омографы). 4 гр. Шел медведь к рынку и нес меду крынку (омофоны). 5 гр. Зависело бы от мыла, то Мила веснушки бы отмыла (омоформы). |
Работайте в группах Ответы- модели пишем в тетрадях Проверка |
УЭ - 4 Рефлексия
|
Цель: повышение уровня знаний. -Сможете ли вы самостоятельно определить виды омонимии? (Сл.10)
|
Индивидуальная работа. По 1 баллу за каждый правильный ответ Проверяем по ключу №1 |
УЭ - 5 Закрепление изученного материала |
Цель: закрепление теоретического
материала. Закончите предложения: 1.Виды омонимии:::..,::::.,::::. 2.:::..-это шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. 3.Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются ::: 4.Слова разные по значению, но совпадающие по звучанию только в одной форме, называются:: 5.Слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению, называются ::: 6.Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные лексические значения, называются ::. |
Индивидуальная работа Проверка с классом Проверяем по ключу №2 |
УЭ - 6 Формулировка выводов по изученному материалу. |
Поведение итогов урока и запись
домашнего задания. 1.Прочитайте еще раз цели и задачи урока. 2.Если вы все поняли, попытайтесь сочинить каламбур. 3.Если вы испытали затруднение, выполните упражнение75. |
Фамилия, имя ученика |
||
Учебный элемент (этапы работы) | Количество максимального балла |
Заработанные баллы |
УЭ - 0 | Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о видах омонимии. | |
УЭ - 1 Проверка изученного материала | 4 | |
УЭ - 3 Изучение нового материала | 1 | |
УЭ - 4 Закрепление нового материала | 7 | |
УЭ - 5 Закрепление теоретического материала | 6 | |
18,17, - "5"; 16,15, - "4"; 14,13,12 - "3"; 11,10 - "2". Если у вас менее 10 баллов - не отчаивайтесь и изучите ещё раз материал. |
Итого: Оценка: |
Листок контроля знаний
Ключ №1 |
Ключ №2 |
|
|