Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Виды омонимии"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить ребят с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;
  • развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;
  • формировать культуру общения.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Технология: модульная.

Методы урока:

  • исследовательский,
  • поисковый,
  • репродуктивный,
  • эвристический.

Формы работы:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • в парах,
  • в группах.

Оборудование к уроку:

  • мультимедийный проектор,
  • модуль из шести элементов каждому,
  • ключи - ответы,
  • презентация
  • карточка-контроль.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Этап Цель Содержание деятельности Форма Метод, прием
Организационный момент Организация учащихся на уроке   Фронтальная  
1.Актуализация знаний и умений Повторение ранее изученного и его расширение 1.Работа с текстом стихотворения

2.Работа с вопросами.

3.Работа со справочным материалом

Фронтальная Эвристический Поисковый
Постановка учебной задачи Моделирование понятий Познакомить ребят с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами; Работа с текстами стихотворения Фронтальная.

Парная работа.

Частично поисковый

Исследовательский

Репродуктивный

Выполнение учащимися заданий, нацеленных на обобщение и систематизацию материала

(УЭ - 3,4)

Закрепить и расширить полученные знания Работа с отдельными предложениями Работа в группах

Индивидуальная

Частично поисковый
Содержательное обобщение

Проверка выпол-

нения работ, корректировка

(УЭ - 5)

Закрепление теоретического материала на практике Работа по УЭ -5 Индивидуальная

Фронтальная

Эвристический
Формулировка выводов по изученному материалу, оценка результатов урока, подведение итогов

(УЭ - 6)

Поведение итогов урока и запись домашнего задания Работа по УЭ -6; ИндивидуальнаяФронтальная  

План- конспект

Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ - 0 Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о видах омонимии: омофонах, омографах, омоформах; Записываем число в тетрадь.
УЭ - 1

Коррекция опорных знаний.

Цель: вспомнить, какие слова называются омонимами, как простраивается модель понятия

I. 1.Подготовка к работе.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

( Демонстрируется запись).(2 сл.)

-Кто вы?

-Мы лисички, дружные сестрички. А вы-то кто же?

-Мы лисички тоже..

-Как? С одной-то ножкой?

-Нет, еще со шляпкой.

I. 2.Прочитайте и ответьте на вопросы

(2 сл.):

О каких лисичках идет речь?

Как называются такие слова?

Как переводится это слово? ("омос" - одинаковое, "онима" - имя).

Смоделируйте понятие.

Индивидуальная работа, выполняется в тетради

( 4 балла)

УЭ - 2

Постановка учебной задачи

Изучение новой темы

II. Обсудите эти вопросы в классе.

(продолжение 2 слайда)

Лисички Лисички

(животные) (гриб лисички)

Б.О. = Б.О.

З.О. = З.О.

Л.З. ? Л.З.

ОМОНИМЫ (3 СЛ.)

Прочитайте справочный материал (4 сл.):

О. Представляет собой графическое и (или) фонетическое совпадение слов (и вообще знаков, знакосочетаний и словосочетаний), имеющих различный смысл и (или) значение.

Например, "лук" (растение) и "лук" (оружие) - это, вопреки распространённой трактовке, не "слово, имеющее два различных значения", а именно два русских слова (омонимы), одинаково пишущихся и произносящихся.

Цель: познакомить с омофонами, омографами, омоформами

I.Прочитайте стихотворение (5 cл.)

"Котофей Иванович"

Солнце прячется ЗА БОР.

Котофей Иванович

Залезает на ЗАБОР-

Прогуляться на ночь.

Простраиваем модель:

ЗА БОР ЗАБОР

Б.О = Б.О.

З.О. = З.О.

Л.З. ? Л.З.

"ОМОС" - ОДИНАКОВО

"ФОНОС" - ПРОИЗНОСИТЬ

ОМОФОНЫ

ВЫВОД: Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются омофонами.(5 сл.)

II.На доске записано стихотворение. Обсудите в парах и определите, являются ли выделенные слова омонимами?

"Все перемелется - будет мукой!"
Люди утешены этой наукой.
Станет мукой, что было тоской?
Нет, лучше мукою.
(М.Цветаева)

МУКА МУКА

(размолотые в (сильные физическое

порошок зерна) и нравственное страдание)

Простраиваем модель:

Б.О. = Б.О.

З.О. = З.О.

Л.З. ? Л.З.

"ОМОС" - ОДИНАКОВО

"ГРАФО" - ПИШУ

ОМОГРАФЫ

ВЫВОД:(6сл)

Отрывок из стихотворения М.Цветаевой простроен на игре слов-омонимов. Такие стихи называются каламбуром. (Сл.7)

III. Прочитайте предложения. На игре каких слов они простроены?

Миша с Тузиком пили чай.

Папа сказал Сереже:

-Тяни пилу. Пили быстрее. (Сл.8)

ПИЛИ ПИЛИ

(гл., наст. вр.) (гл., повел. накл.)

Простраиваем модель:

Б.О. = Б.О.

З.О. = З.О.

Л.З. ? Л.З.

Эти слова одинаковы только в одной форме

"ОМОС" - ОДИНАКОВО

"ФОРМА"

ОМОФОРМЫ

ВЫВОД: таким образом, к видам омонимии относятся омофоны, омографы, омоформы (сл.9).

Модели простраиваем в тетрадях.

Модели простраиваем в тетрадях

Работа в парах.

Взаимопроверка.

Модели простраиваем в тетрадях

УЭ - 3

Закрепление нового материала.

Цель: закрепить полученные знания.

Определить виды омонимии в каламбурах .

1гр. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису (омофоны).

2 гр. Из - за холодных рос хлеб плохо рос (омоформы).

3гр. Перед нами была пропасть, и мы могли пропасть (омографы).

4 гр. Шел медведь к рынку и нес меду крынку (омофоны).

5 гр. Зависело бы от мыла, то Мила веснушки бы отмыла (омоформы).

Работайте в группах

Ответы- модели пишем в тетрадях

Проверка

УЭ - 4 Рефлексия

 

Цель: повышение уровня знаний.

-Сможете ли вы самостоятельно определить виды омонимии? (Сл.10)

1.Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило.

2.Кто без кисти и белил
Крыши города белил?

3. На то и печь,
Чтобы в ней хлеб печь.

4.Малины куст
В низине рос.
Он утром мокрый был
От рос.

5. Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.

6. Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

Индивидуальная работа.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Проверяем по ключу №1

УЭ - 5

Закрепление изученного материала

Цель: закрепление теоретического материала.

Закончите предложения:

1.Виды омонимии:::..,::::.,::::.

2.:::..-это шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.

3.Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению, называются :::

4.Слова разные по значению, но совпадающие по звучанию только в одной форме, называются::

5.Слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению, называются :::

6.Слова, совпадающие по написанию и звучанию, но имеющие разные лексические значения, называются ::.

Индивидуальная работа

Проверка с классом

Проверяем по ключу №2

УЭ - 6

Формулировка выводов по изученному материалу.

Поведение итогов урока и запись домашнего задания.

1.Прочитайте еще раз цели и задачи урока.

2.Если вы все поняли, попытайтесь сочинить каламбур.

3.Если вы испытали затруднение, выполните упражнение75.

 

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент (этапы работы) Количество

максимального

балла

Заработанные

баллы

УЭ - 0 Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны получить знания о видах омонимии.  
УЭ - 1 Проверка изученного материала 4  
УЭ - 3 Изучение нового материала 1  
УЭ - 4 Закрепление нового материала   7  
УЭ - 5 Закрепление теоретического материала   6  
  18,17, - "5";

16,15, - "4";

14,13,12 - "3";

11,10 - "2".

Если у вас менее 10 баллов - не отчаивайтесь и изучите ещё раз материал.

Итого:

Оценка:

Листок контроля знаний

Ключ №1

Ключ №2

  1. Пою - пою (омонимы); светило - светило (омоформы);
  2. Белил - белил (омоформы)
  3. Печь - печь (омоформы);
  4. Рос - рос (омоформы);
  5. Берегу - берегу (омоформы);
  6. Правил - правил (омоформы)
  1. Омофоны, омографы, омоформы
  2. Каламбур
  3. Омофоны
  4. Омоформы
  5. Омографы
  6. Омонимы