Цели урока:
- Формирование и систематизация знаний о культуре и эпохе Просвещения. Закладывание первоначальных навыков эстетической культуры.
- Формирование культурологического мировоззрения.
- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.
Ожидаемые результаты:
- Развитие положительной мотивации учащихся к обучению;
- Уметь самостоятельно рассуждать и аргументировать выводы.
- Актуализация личностного опыта учащегося;
- Развитие психологических качеств личности (коммуникабельности , воображения);
Ход урока
1. Выбрать из предложенного перечня черты эпохи Просвещения:
Черты эпохи Просвещения
Исторический оптимизм на основе принципов свободы, равенства и братства.
Вера в разум (по мнению просветителей - высший критерий оценки окружающего мира)
Толерантность (терпимость к инакомыслию) и как следствие - разнообразные течения в литературе, эстетике и религии.
Утопичность.
Энциклопедизм (бурное развитие наук, ремёсел и искусств).
Абсолютное неприятие инакомыслия ( -).
Вера в чувство, а разум во внимание не принимается(-).
2. Необходимо найти и исправить ошибки в тексте (ошибки отмечены жирным шрифтом).
Эпоха Просвещения - это XVI-XVII века. Родина Просвещения - Германия. Это время бурного развития различных видов наук, ремёсел и искусств. В XVIIв появляется стиль барокко, что в переводе раковина. Его основные черты - динамизм, высокий уровень выразительности, театральное совмещение реального и фантастического.
В XVIIIв. появляются новые жанры - рококо, классицизм и модернизм. Рококо - лёгкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности. Сюжеты - пасторальные. Произведения предназначены для глубокого размышления ,а не для украшения интерьера.
Классицизм - в переводе образцовый. Главные темы - конфликт общества и личности, долга и чувства. В результате побеждают чувства. Классицизм признавал высокие, средние и низкие жанры. Характерно изображение современников в виде классических героев
3. Соотнесите между собой репродукции картин и их авторов: Шарден " Молитва перед обедом" (классицизм), Тьеполо " Аллегория с Венерой и Временем"(барокко), Каналетто "Двор каменотёса"( ведутта), Фргонар "Качели"(рококо),
4. Какую картину из предложенных вы выбрали бы как иллюстрацию к музыкальному фрагменту "Маленькой ночной серенады" В.А.Моцарта и почему?(Буше. Осенняя пастораль).
Какую из предложенных картин вы бы подобрали в качестве иллюстрации к отрывку из концерта " Весна" А.Вивальди и почему?(Н.Пуссен. Времена года: Весна, или Земной рай).
5. Викторина:
1 вопрос: При этом французском короле в Париже появились Академия танца, Академия живописи и скульптуры, Академия наук, Академия музыки и Академия архитектуры.(Людовик XIV).
2 вопрос : В картине " Аркадские пастухи" Пуссен раскрывает душевное смятение пастухов, поражённых надписью на гробнице, напоминающей им, что смерть присутствует даже в самом совершенном из миров. Что было написано на гробнице?( " И я был в Аркадии").
3 вопрос: В какой именно стране зародилось движение, получившее название " Просвещение"?
(Англия).
4 вопрос: Назовите картину, в которой Диего Веласкес изобразил самого себя в роли художника.
("Менины").
5 вопрос: Что ,по мнению пушкинского Моцарта, не совместимо с гением?(Злодейство: " Гений и злодейство - две вещи несовместимые").
6. Защита творческих работ (подготовленный заранее самостоятельный анализ художественного произведения данной эпохи).
6.Рефлексия.