Культура и искусство эпохи Просвещения

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Формирование и систематизация знаний о культуре и эпохе Просвещения. Закладывание первоначальных навыков эстетической культуры.
  • Формирование культурологического мировоззрения.
  • Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие положительной мотивации учащихся к обучению;
  • Уметь самостоятельно рассуждать и аргументировать выводы.
  • Актуализация личностного опыта учащегося;
  • Развитие психологических качеств личности (коммуникабельности , воображения);

Ход урока

1. Выбрать из предложенного перечня черты эпохи Просвещения:

Черты эпохи Просвещения

Исторический оптимизм на основе принципов свободы, равенства и братства.

Вера в разум (по мнению просветителей - высший критерий оценки окружающего мира)

Толерантность (терпимость к инакомыслию) и как следствие - разнообразные течения в литературе, эстетике и религии.

Утопичность.

Энциклопедизм (бурное развитие наук, ремёсел и искусств).

Абсолютное неприятие инакомыслия ( -).

Вера в чувство, а разум во внимание не принимается(-).

2. Необходимо найти и исправить ошибки в тексте (ошибки отмечены жирным шрифтом).

Эпоха Просвещения - это XVI-XVII века. Родина Просвещения - Германия. Это время бурного развития различных видов наук, ремёсел и искусств. В XVIIв появляется стиль барокко, что в переводе раковина. Его основные черты - динамизм, высокий уровень выразительности, театральное совмещение реального и фантастического.

В XVIIIв. появляются новые жанры - рококо, классицизм и модернизм. Рококо - лёгкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности. Сюжеты - пасторальные. Произведения предназначены для глубокого размышления ,а не для украшения интерьера.

Классицизм - в переводе образцовый. Главные темы - конфликт общества и личности, долга и чувства. В результате побеждают чувства. Классицизм признавал высокие, средние и низкие жанры. Характерно изображение современников в виде классических героев

3. Соотнесите между собой репродукции картин и их авторов: Шарден " Молитва перед обедом" (классицизм), Тьеполо " Аллегория с Венерой и Временем"(барокко), Каналетто "Двор каменотёса"( ведутта), Фргонар "Качели"(рококо),

4. Какую картину из предложенных вы выбрали бы как иллюстрацию к музыкальному фрагменту "Маленькой ночной серенады" В.А.Моцарта и почему?(Буше. Осенняя пастораль).

Какую из предложенных картин вы бы подобрали в качестве иллюстрации к отрывку из концерта " Весна" А.Вивальди и почему?(Н.Пуссен. Времена года: Весна, или Земной рай).

5. Викторина:

1 вопрос: При этом французском короле в Париже появились Академия танца, Академия живописи и скульптуры, Академия наук, Академия музыки и Академия архитектуры.(Людовик XIV).

2 вопрос : В картине " Аркадские пастухи" Пуссен раскрывает душевное смятение пастухов, поражённых надписью на гробнице, напоминающей им, что смерть присутствует даже в самом совершенном из миров. Что было написано на гробнице?( " И я был в Аркадии").

3 вопрос: В какой именно стране зародилось движение, получившее название " Просвещение"?

(Англия).

4 вопрос: Назовите картину, в которой Диего Веласкес изобразил самого себя в роли художника.

("Менины").

5 вопрос: Что ,по мнению пушкинского Моцарта, не совместимо с гением?(Злодейство: " Гений и злодейство - две вещи несовместимые").

6. Защита творческих работ (подготовленный заранее самостоятельный анализ художественного произведения данной эпохи).

6.Рефлексия.